ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Последние новости

Открылся XIII Конкурс имени Чайковского

Тринадцатого июня открылся тринадцатый Международный конкурс имени Чайковского, который проводится по четырем специальностям: "фортепиано", "скрипка", "виолончель" и "вокал". Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года, и 13-й должен был пройти в 2006 году. Однако по ряду странных причин (среди которых, например, совпадение сроков проведения конкурса с чемпионатом мира по футболу) было принято решение перенести очередной конкурс на год позже.

История этого музыкального состязания началась в 1958 году. За это время конкурс имени Чайковского открыл массу мировых звезд: Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев; Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Виктория Муллова, Наталья Гутман, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко - список можно было бы продолжать. Несмотря на внушительный список лауреатов, которые сегодня являются гордостью мировой музыкальной культуры, в последние годы конкурс имени Чайковского потерял былые блеск и значение.

Достаточно простого сравнения: заявки на участие в десятом конкурсе, проходившем в 1994 году, подали более 300 кандидатов из разных стран - а в нынешнем всего 199 музыкантов, причем значительное их число живет в России и на территории бывшего СССР. Конкурс пока ещё привлекает российских участников, а также молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии, однако жители Европы и Америки явно утратили всякий интерес к некогда престижному состязанию.

Организаторами Конкурса имени Чайковского выступают Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Госконцерт. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов в процессе подготовки к конкурсу не раз повторял, что одной из наиболее важных задач является возвращение конкурсу имени Чайковского былого престижа в мире, при этом стыдливо умалчивая о том, почему, собственно, конкурс утратил этот престиж - хотя это как раз вполне очевидно. Кризис конкурса имени Чайковского начался в 1994 году. В жюри юбилейного, 10-го конкурса были приглашены только победители предыдущих соревнований. Кроме того, оргкомитет тогда представил новую систему подсчета баллов, выставляемых участникам. В результате даже многие члены жюри оказались шокированы итогами голосований: во всех специальностях в финал вышли вовсе не те, кому прочили заслуженные звания и награды, а первая премия была присуждена только у вокалистов (сопрано Хибла Герзмава). Это серьезно подорвало доверие к конкурсу имени Чайковского - прежде всего, за рубежом. Когда председатель жюри скрипичного конкурса Виктор Третьяков объявил результаты, то помимо свиста всего зала были явственно слышны крики: "Позор!" и "Сколько вам заплатили?" - это действительно был один из самых позорных моментов в истории конкурса. Но не единственный.

Следующий, одиннадцатый конкурс имени Чайковского ознаменовался ещё одним скандалом: уже знаменитый пианист Алексей Султанов не прошел в финал. Султанов тогда находился в начале своей международной карьеры, обещавшей стать исключительно яркой. Но его не пропустили в финал, а первое место тогда получил Денис Мацуев - один из самых успешных российских музыкантов, больше работающий в эстрадном жанре "кросс-овер", и до сих пор не очень известный на Западе. Алексей Султанов очень тяжело переживал поражение на конкурсе: в 2001 году, в возрасте 31 года он перенёс инсульт и оказался частично парализован - а в 2005 году пианист умер. Объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 года, председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно, что Алексей Султанов не прошел в финал.

Не секрет, что результаты любого музыкального конкурса часто являются результатом подтасовок и договоренностей между членами жюри. Знаменитый лауреат Первого конкурса имени Чайковского, американский пианист Ван Клиберн получил первую премию в 1958 году только после того, как на это была получена санкция советского правительства. Советский Союз был заинтересован в том, чтобы создать и упрочить репутацию конкурса имени Чайковского как одного из самых престижных музыкальных соревнований. Для этого требовалось проводить разумную политику при распределении премий. Разговоры о коррупции велись и тогда, однако только после фиаско в 1994 году и ряда сомнительных решений жюри в 1998-м музыкальная общественность в полный голос заговорила о том, что уровень коррумпированности конкурса имени Чайковского превосходит все разумные пределы. Без наставников из ЦК КПСС профессора Московской консерватории, входившие в жюри конкурса, оказались не способны удержать себя в рамках приличий. Конечно же, крайне отрицательную роль в судьбе конкурса сыграли "перестройка" и распад Советского Союза, вызвавшие массовый отъезд советских преподавателей на Запад.

Знаменитый пианист Дмитрий Башкиров рассказал в одном из своих интервью следующее: "Начиная с самого 1958 года ни на один конкурс Чайковского меня в жюри не приглашали, потому что я строптивый, я не пошел бы на компромисс в вопросе о том, кому надо дать первую премию, и т.д. Но времена изменились, и весной этого года мне позвонил Владимир Крайнев, который, как победитель конкурса Чайковского, назначен председателем жюри, и попросил меня, чтобы я был в жюри в следующем году. Я ответил, что не хочу связываться с конкурсом Чайковского, но он все-таки меня уговорил. Мы договорились о сроках; как говорится, сбылась мечта идиота. А потом через три месяца мне позвонила дочь - ей сообщила подруга, которая тоже приглашена в жюри конкурса Чайковского, что меня в жюри не будет. Крайнев сказал: "Да, я его пригласил, но начальство сказало, что оно не хочет его видеть, и его уже заменили на американского профессора". И Крайнев даже не счел нужным мне об этом сообщить. Я представить себе не мог, что такое может быть, но я проверил, и мне подтвердили, что это так. В советское время, когда был КГБ и отдел культуры ЦК, можно было это понять - не простить, но понять. Но сейчас, когда председатель жюри приглашает человека, а потом заявляет, что кто-то наверху этого не хочет, такое объяснение не выдерживает никакой критики. Я не верю, что в наше время какой-то чиновник из министерства или из оргкомитета указывает Крайневу, председателю жюри. Значит, там были какие-то интересы… Знаете… мне не нужно это жюри. Но так поступать неприлично, и я уже не в том возрасте и не в том положении в музыкальном мире, чтобы такое скушать".

На сей раз организаторы очередного конкурса имени Чайковского, похоже, постарались что-то сделать для того, чтобы восстановить былую славу мероприятия: председателем жюри должен был быть Мстислав Ростропович - но увы, теперь конкурс посвящён его памяти. Жюри конкурса пианистов возглавил известный своей бескомпромиссностью Николай Петров. Однако сомнения вызывает председатель жюри вокалистов - Ирина Богачёва славится своей предвзятостью на многих конкурсах, "пропихивая" своих учеников. Оргкомитет на сей раз озаботился серьёзной медийной поддержкой: трансляции конкурсных событий будут вести телеканал и радиостанция "Культура"; предусмотрена интернет-трансляция. В саду "Эрмитаж" будут регулярно проводиться пресс-конференции для журналистов, которые, по мысли организаторов, послужат более активному освещению конкурса в прессе.

Когда-то победа на конкурсе имени Чайковского гарантировала успешное начало мировой карьеры. Даже не упоминая о Ван Клиберне, достаточно вспомнить пианистов Джона Лилла, Барри Дугласа, Андрея Гаврилова, Михаила Плетнева. Сегодняшних победителей вряд ли ждет что-то подобное. Заняв призовое место, они получат медаль и денежную премию (золото - 20 тыс. долларов, серебро - 15 тыс. долларов, бронза - 10 тыс. долларов). Но основным итогом любого музыкального конкурса остаются его лауреаты. Если со временем они подтверждают "аванс" и становятся известными в мире исполнителями - значит, конкурс "работает". Утратить престиж легко, а вот вернуть - безумно трудно. Если среди участников нынешнего конкурса не окажется претендентов "звёздного" уровня (а откуда им взяться, если серьёзные исполнители уже как минимум восемь лет игнорируют конкурс Чайковского?) - то к 2011 году это состязание, скорее всего, окончательно станет достоянием истории. Так это или нет, мы узнаем к 30 июня.

© Призрачный обозреватель , по материалам информагентств, 2007

Публикация: 14-06-2007
Просмотров: 4405
Категория: Очерки и публицистика
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.