ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Адриенна Лекуврер" в Израиле? - таки нет!

В Израиле восторжествовало авторское право: 
публика осталась без музыки, издательство - без денег, Чилеа - без аплодисментов


Несколько недель назад руководство Израильской Филармонии известило местные СМИ: долгожданное исполнение оперы Франческо Чилеа "Адриенна Лекуврер" под управлением дирижёра Даниэля Орена не состоится. По причине более чем прозаичной: издательство "Сонзоньо" запросило астрономическую цену за прокат нот - 400 тысяч шекелей (это около 90 тысяч долларов). Цена немалая, даже если учитывать тот факт, что оркестр ИФ - не самый бедный в Израиле.

В поисках дополнительной информации по этому поводу стала я искать в местной периодике хоть какие-то публикации. Нашла довольно быстро: музыкальный обозреватель Виктор Лихт разразился заметкой в газете "Вести". Что ж, ознакомимся с его изложением событий, лишённым, как написано в заметке, "излишней патетики".

"Руководство ИФО обратилось к итальянскому издательству "Сонзоньо" через его израильского представителя, владельца издательства "ИМА" Манди Файнгерса с просьбой о выдаче напрокат партитуры и оркестровых партий оперы, собственником которых издательство является. Но те запросили огромную, как считают в оркестре цену - 400 тысяч шекелей за пять концертов. <...> Что же произошло? Я обратился к Манди Файнгерсу, которого знаю не как грабителя с большой дороги, а как серьёзного и ответственного человека, с просьбой прокомментировать ситуацию".

Что ж, господин Лихт обратился к Файнгерсу, а я - к своим воспоминаниям. Дело было в 2001 году: как раз тогда в Иерусалимской Академии была поставлена опера Пуччини "Ласточка", которая, по несчастью, имеет прямое отношение к издательству "Сонзоньо". Музыкальная академия - не театр, поэтому мы в академии даже не стали "заводиться" с оркестровыми партиями и партитурами. Исполнили полную версию, но - под рояль.

Прошло несколько месяцев после премьеры "Ласточки", и тут вдруг объявился вышеупомянутый господин Манди Файнгерс. Он удостоил телефонным звонком вашу покорную слугу - на предмет взимания процентов за исполнение оперы Пуччини. Сумма была далека от той, что назначена ИФО за "Адриенну" - но тем не менее, меня прошиб холодный пот. Таких денег у меня никогда не водилось; да и не заведётся по-видимому. Хотелось просто исполнить никогда до этого в Израиле на большой сцене не исполнявшуюся оперу Пуччини и ознакомить местную публику с малоизвестным произведением композитора. Но инициатива, как известно, наказуема. Вдобавок, меня тут же осенили догадки, почему эта опера так редко исполняется: зачем театрам головные боли в виде контактов с издательством? Лучше поставить то, что имеет отношение к "Рикорди" и не стоит дополнительных денег. Эх, посетовала я про себя, надо было ставить "Тоску"...

Забегая вперёд скажу: господин Файнгерс остался ни с чем, так как композитор Пуччини умер в 1924 году.
Согласно Закону об авторском праве, спустя 70 лет после смерти композитора можно исполнять его произведения бесплатно. Как видите, в 2001 году, согласно Международным конвенциям об авторском праве, истёк срок действия на произведение - что, согласно всё тем же законам, означает их переход в общественное достояние.
А произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. На что рассчитывал господин Файнгерс? Или думал, что с новичком вроде меня это на "фу-фу" пройдёт и можно будет срубить немного деньжат?..

А ну-ка, взбрело бы мне в голову поставить "Адриенну Лекуврер"? Откуда бы я писала эти заметки?..
Но вернёмся к "Адриенне" и к диалогу журналиста с "серьёзным человеком" Файнгерсом. Привлекла внимание вот такая чудная реплика последнего:

"Администрации ИФО обратиться бы в издательство и признаться: да, мы ошиблись, поставив в программу сочинение и не договорившись предварительно с его владельцами, нельзя ли теперь учесть сложившиеся обстоятельства предоставить нам скидку. В издательской практике вполне принято, имея в виду различные ситуации и практические сложности, а также стремясь с к тому, чтобы произведение звучало, а не лежало на полке. ("Адриенна Лекуврер", к слову, одна из широко исполняемых опер, и никто в мире, кажется, не называл авторские отчисления "грабительскими")…"

Так вот. Всё с точностью до наоборот: не знаю, откуда господин Файнгерс берёт подобную информацию, то ли за границей не бывает, то ли доступ к интернету затруднён, но фактами он в любом случае пренебрегает. Опера "Адриенна Лекуврер" чрезвычайно редко идёт на оперной сцене и уж явно не по причине её крайней сложности. Гораздо легче найти певицу на главную роль в этой опере, чем, скажем, для той же "Девушки с Запада" или "Турандот". Тенор, поющий Каварадосси или Пинкертона, без сомнения справится с партией Маурицио - главной мужской ролью в "Адриенне". Остальные партии и подавно не проблема. Красота этой оперы несомненна, эстетическая ценность - безусловна.

Но почему же так редко идёт эта опера? Как, собственно, и упомянутая мной "Ласточка" Пуччини? Так ли издательство "Сонзоньо" способствует распространению и популяризации этих произведений в мире? Впрочем, такой же вопрос я бы задала и издателям, имеющим права на "Диалоги кармелиток" Пуленка. Эту оперу мы сможем свободно услышать только в 2030-е годы. Если доживём... Пуленк умер в 1963 году. Посчитайте сами...

Напоследок вернёмся к Файнгерсу: "Я полагаю, что истинная причина отмены концертов с оперой Чилеа совсем не та, на которую нам теперь пытаются указать".
Такой вывод, я бы сказала, несколько параноидального характера, охотно подхватывает господин Лихт. И развивает:

"Руководство ИФО обещает заменить "Адриенну Лекуврер" каким-нибудь другим сочинением (видимо, таким, которое уже не потребует авторских отчислений, скажем, одной из опер Верди), причём с тем же маэстро Даниэлем Ореном."

("Оперой Верди" оказалась "Мадама Баттерфляй" Пуччини. Издана сия опера издательством "Рикорди").

"Интересно, а его спросили, согласен ли он на такую замену? Или тоже поставят перед фактом?"

Насколько мне известно, Израильская Филармония с большим пиететом и уважением относится к маэстро Орену. В отличии от той же Израильской Оперы, где прославленный дирижёр уже много лет не дирижирует. Но это уже другая история.

А пока что придётся слушать "Адриенну Лекуврер" в записи. И ждать 2020 года. Недолго осталось...

Дарья Весёлая, Тель-Авив, 2006

Публикация: 12-02-2006
Просмотров: 5017
Категория: Очерки и публицистика
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.