Чикаго Лирик Опера
Опера Чикаго в рассказах и фотографиях
Мы с вами в Соединенных Штатах Америки, в третьем по величине городе Чикаго. В городе ветров, небоскребов и знаменитой фондовой биржи, на родине Первомая и в бывшей столице мафии, через которую в двадцатые-тридцатые годы переправляли контрабандой алкоголь. Сегодня в Чикаго как достопримечательность показывают дома, в которых жили "крестные отцы" чикагской мафии и места гангстерских разборок, а Аль Капоне и его друзья, "прославившие" Чикаго, ушли в прошлое. О бандитской истории города вспоминают разве что киношники, снимая, например, на этих улицах продолжение приключений Данилы Багрова ("Брат-2"). Сегодня Чикаго - огромный индустриальный мегаполис, крупнейший транспортный узел Америки. И наверное, менее всего современный Чикаго ассоциируется с оперой.
А между тем именно о ней и будет мой рассказ. Для этого есть прекрасный повод - краса и гордость Чикаго, один из крупнейших оперных театров Америки Лирик-опера и отпраздновал в этом сезоне свой Золотой юбилей - театру исполнилось 50 лет! Несмотря на молодость чикагского театра (в отличие, скажем, от нью-йоркской Метрополитен Опера, чья история насчитывает более ста двадцати лет), Лирик-опера давно и заслуженно пользуется высочайшей репутацией у любителей оперного искусства.
Под занавес юбилейного сезона мне хочется оглянуться назад и рассказать уважаемым читателям интересные факты из истории создания этого оперного коллектива, а также перелистать некоторые важные странички его "семейного" альбома. Но вначале - краткий экскурс в историю оперы в Чикаго.
Первая историческая дата на этом славном пути - 29 июля 1850 года. В этот день в местном Райс-театре была впервые исполнена опера: в театре поставили "Сомнамбулу" Винченцо Беллини. Но уже второе представление, начавшееся следующим вечером, было неожиданно прервано пожаром в театре, и про оперу на время пришлось забыть. 27 октября 1853 года в отреставрированном здании Райс-театра зрители услышали "Лючию ди Ламмермур". В последующие два десятилетия оперные спектакли привозили посещавшие Чикаго оперные труппы.
Так продолжалось до страшного чикагского пожара 8 октября 1871 года. Второй раз в мой рассказ вклинивается слово "пожар", причем на этот раз бедствие затронуло не только театр, но и весь город, разрушив его фактически до основания. Пройдет долгих 18 лет, прежде чем в 1889 году распахнет свои двери Аудиториум-театр, которому суждено будет на несколько последующих десятилетий стать базовой площадкой для оперных постановок. На торжественном вечере по случаю открытия театра пела Аделина Патти - одна из знаменитейших представительниц настоящего "bel canto". В Чикаго приезжали великие оперные исполнители Франческо Таманьо (первый исполнитель партии Отелло в одноименной опере Верди), Энрико Карузо...
Но все это были заезжие знаменитости. Городские власти понимали, что городу необходимы собственная оперная труппа и отдельный оперный театр. В 1915 году в Чикаго возникла оперная ассоциация во главе с сопрано Мэри Гарден - первой исполнительницей главных партий в операх Дебюсси и Сен-Санса. (Особенный успех ей выпал после исполнения партии Мелизанды в опере Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда".)
В сезоне 1921-22 годов Гарден даже являлась директором оперной компании - задолго до того, как женщины стали занимать руководящие должности. (Забегая вперед, скажу, что Чикаго везет на инициативных женщин! Именно женщине обязана своим появлением на свет Лирик-опера). В числе достижений Гарден - премьеры в Чикаго современных опер. Так, именно в Чикаго в 1921 году прошла мировая премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". За дирижерским пультом стоял сам композитор. В 1922 году компания получила название Чикагская опера, а ее президентом стал видный предприниматель (как сейчас сказали бы - "олигарх") Сэмюэль Инсалл. В первые годы своего существования труппа показывала более тридцати опер в течение одного сезона, каждая из которых шла в театре не более трех раз. Среди приглашенных звезд блистала, например, Роза Райза - первая исполнительница партии Турандот в одноименной опере Пуччини.
Следующая историческая дата в истории чикагской оперы - 29 ноября 1929 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие здания городской оперы - Civic Opera House . Любопытная деталь: здание, похожее на трон, обращено фасадом на запад. Как гласит легенда, архитектор был с презрением отвергнут в Нью-Йорке, поэтому здание он повернул в противоположную сторону. Зал на 3563 места стал вторым по вместительности (после МЕТ) оперным театром Америки. Авансцена театра впечатляет: ширина - 50 футов, высота - 35 футов! Главный занавес здесь совмещён с традиционными "железными занавесами" - противопожарными устройствами в театрах, и представляет собой двадцатитонную стальную огнеупорную конструкцию толщиной девять дюймов, оформленную известным американским художником Джулиусом Гуриным.
Сэмуэль Инсалл впервые предложил объединить театральное помещение с офисами. По его мнению, это помогло бы оперной труппе стать самоокупаемой и достичь финансовой независимости. Но осуществлению этой идеи помешала Великая депрессия. На сцене Чикагской оперы так и не появилось собственной оперной труппы. Там в основном выступали приезжие артисты, среди которых были и МЕТ, и Нью-Йорк Сити опера.
Говоря о развитии оперы в Чикаго, следует отметить, что в городе всегда находились спонсоры, меценаты и просто заинтересованные люди, не жалевшие денег, сил и времени на поддержку этого прекрасного искусства. Так было в течение всего прошлого века, так продолжается и сегодня.
История создания Лирик оперы неразрывно связана с именем одной необыкновенной женщины. Ее имя - Кэрол Фокс. Она обожала театр с детства, в школьные годы участвовала в спектаклях, а услышав оперу, влюбилась в нее навсегда и даже брала уроки вокала у бывшей оперной звезды Эдит Мэйсон. Эти уроки заменили для Кэрол учебу в университете. Мэйсон подвигла Фокс на создание молодежной оперной труппы. Она просуществовала всего один сезон, но благодаря ней Кэрол Фокс решила сама стать оперной певицей. Она отправилась сначала в Нью-Йорк на стажировку к Джованни Мартинелли, а в возрасте 19 лет уже жила в Италии, где продолжила свою оперную учебу. В 1951 году Фокс возвращается в Чикаго с твердым желанием создать в Чикаго оперный театр. Найдя единомышленников в лице агента по торговле недвижимости, фанатика оперы Лоуренса Келли и одного из ее оперных наставников, американского дирижера итальянского происхождения Николы Решиньо, заручившись поддержкой музыкальных критиков и других влиятельных людей города, а также взяв в долг у своего отца $50000, Фокс принялась за дело. Результатом усилий триумвирата Фокс-Келли-Решиньо стало возникновение в Чикаго Лирик-театра. Свое название труппа позаимствовала у итальянцев: "Il teatro lirico" - то есть, "музыкальный театр". Для первой постановки в новом театре была выбрана опера Моцарта "Дон Жуан".
В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли. Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. Ведущий музыкальный критик "Чикаго трибюн", всемогущая Клаудиа Кассиди назвала постановку "ярко поставленным и блестяще спетым, притягательным Моцартом".
(Извинившись перед читателями за некоторое отступление от оперной темы, не могу не задержаться на этой весьма известной даме чикагского высшего общества. Для этого придется забежать немного вперед, но в скобках сделать это будет позволительно. Итак, в сезоне 1956-57 годов, когда будущий сэр Георг Шолти дирижировал в Лирик-театре, Кэрол Фокс предложила ему занять место музыкального руководителя, и Шолти, по его собственным словам, серьезно размышлял над этим предложением. Однако в "Чикаго трибюн" появилась рецензия Кассиди на недавнее дирижирование Шолти оперой Моцарта "Женитьба Фигаро", где была, в частности, такая фраза: "Шолти дирижировал финалом второго акта с улыбкой на лице, хотя ему лучше было бы перерезать себе горло". Именно благодаря своей злобной рецензии Кассиди помешала возможному согласию Шолти и повлияла тем самым на судьбу и дирижера, и оперного театра, и, конечно, Чикагского симфонического оркестра, который, впрочем, может сказать критикессе "спасибо", ибо спустя многие годы его возглавит именно Георг Шолти. Сам дирижер поведал об этом в своей книге воспоминаний. Он написал:
"Если бы она (Кассиди - Прим. автора.) проанализировала качество моего дирижирования, в этом не было бы никакого вреда. Но ее злоба разрушила мои связи с Лирик-театром, потому что Фокс нуждалась в одобрении Кассиди. В моем случае Кассиди оказалась одним из самых ярких примеров музыкального критика, который славится не своими глубокими разборами музыки, а скандальными заявлениями, увеличивающими тираж газеты. Она была непререкаемым авторитетом в Чикаго, и люди с нетерпением ожидали появление ее статей, чтобы прочесть о ее следующей жертве. Музыканты были для нее пушечным мясом". Шолти прав, Кассиди буквально уничтожала всех, кто приезжал в Чикаго. Ее "буйство" продолжалось бы, наверно, до бесконечности, если бы в один прекрасный день она не поместила в "Чикаго трибюн" очередную разгромную статью о... несостоявшемся концерте. Пришлось выгнать ее из газеты. (Этот факт приводит в своих воспоминаниях дирижер Геннадий Рождественский.) Стоит ли говорить, как обрадовались все артисты! Но справедливости ради отметим, что мадам Кассиди благоволила к детищу Фокс и много сделала для Лирик-театра в первые годы его существования... Однако мое отступление затянулось, и я закрываю скобки, возвращаясь к опере.)
Кэрол Фокс говорила: "Стандарты Лирик-театра будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира - в Ла Скала, в МЕТ, в Венской опере, в Ковент-Гарден... Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов." Фокс понимала, что для успеха Лирик-театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя 11 дней после второго представления "Дон Жуана" Фокс летит в Италию с одной-единственной целью - привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, - $2000 за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся полвека назад просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в МЕТ в начале 50-х не поднималась выше $1000.) Результат - Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела "Норму" на сцене Лирик-театра!
Уникальный коллектив собрался в те годы в Чикаго! Оперные фанатики и энтузиасты, они думали в первую очередь о театре, о городе и о (возможно, главном в опере!) - о зрителях. Например, Никола Решиньо "урезал" зарплату главному дирижёру - то есть, самому себе, а Фокс и Келли не только не брали деньги из театральной кассы, но и сами вкладывали туда свои личные сбережения. Напомню, что в 1954 году Фокс и Келли было всего по двадцать восемь лет, а Решиньо - тридцать семь. Они были молоды, талантливы, амбициозны! Фокс сидела всегда в первых рядах партера по левую сторону от дирижера, что было нетипично для директора, занимающего, как правило, место в директорской ложе, закрытой и отделенной от остального зала. Тем самым Фокс демонстрировала участие и заинтересованность в успехе каждого спектакля.
Уже с первого сезона в Лирик-театре зародилась традиция, существующая и сегодня: восемь постановок в сезоне, из которых шесть - классика, а две - современные оперы. Театр стремился стать "певческим домом" и ориентировался прежде всего на европейских звезд. Лучшие оперные певцы с удовольствием соглашались выступать в Чикаго. Прекрасные гонорары и прекрасный зал стали главными составляющими успеха. Этими достоинствами Фокс соблазняла лучших из лучших!
Во главе этой славной когорты шествовала Каллас, которая в первые годы существования Лирик-театра спела Норму, Виолетту и Лючию . Каллас была, конечно, главной, но не единственной звездой Лирик-театра. Партию Адальджизы в "Норме" исполнила замечательная итальянская певица Джульетта Симионато. Позднее она исполнила партии Розины и Кармен, став любимицей Лирик-театра. В постановке пуччиниевской "Тоски" 1954 года партию Каварадосси исполнил знаменитый Джузеппе Ди Стефано. (Интересно, что в эпизодической партии пастуха в том спектакле впервые появился Уильям Мэйсон - нынешний генеральный директор Лирик-оперы.) Великий баритон Тито Гобби исполнил в первом сезоне Лирик-театра три партии: Фигаро, Жермона и Скарпиа. Необходимо отметить исключительную помощь, оказанную Тито Гобби театру. Во многом благодаря его рекомендациям в Чикаго выступало так много мировых оперных звезд. Он помогал в выборе певцов, в выборе репертуара. Неслучайно Уильям Мэйсон назвал Гобби "крестным отцом" Лирик-оперы.
Постепенно чикагский театр становился, как говорила Фокс, "Западным Ла Скала". Не секрет, что легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7 декабря - в Милане этот день называют "днем пира святых патронов театра". Боясь возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-театре на несколько месяцев раньше, чтобы звезды Скала успевали порадовать своим искусством жителей Чикаго до открытия "домашнего" сезона. Это еще одно отличие чикагского театра от других оперных трупп. Лирик-театр любил европейских звезд, и многие европейские звезды "платили" театру тем же, сделав чикагскую сцену базовой площадкой в Америке. Кроме упоминавшихся выше Тито Гобби и Джульетты Симионато, назову лишь имена Николая Гяурова (дебютировал в театре в 1962 году), Альфредо Крауса (на протяжении 18 лет - с 1962 по 1990 годы - он исполнил на этой сцене 18 (!) главных партий, а также участвовал в сольном вечере и двух концертах), Пьеро Каппуччилли (после дебюта в 1969 году певец стал любимым баритоном театра, после ухода Гобби спевший многие из его партий), Катрин Малфитано [ ], Анна Томова-Синтова... Список можно продолжать вплоть до сегодняшней властительницы сердец Кариты Матиллы (дебютировала в сезоне 1988-89 годов в опере Моцарта "Дон Жуан" в партии Эльвиры, а в юбилейном сезоне в той же опере незабываемо исполнила партию Донны Анны , а также партию Фиделио в одноименной опере Бетховена.
Однако несмотря на обилие итальянских звезд и италоцентричность Кэрол Фокс, было бы неправильно назвать Лирик-театр филиалом Ла Скала на берегу озера Мичиган. Фокс приглашала исполнителей не по национальности или стране проживания - ориентиром для нее было только вокальное мастерство! Среди приглашенных артистов блистали Борис Христов и Мэрилин Хорн , Биргит Нильсон и Леонтин Прайс, Элизабет Шварцкопф и Джоан Сазерленд, а среди исполняемых опер были не только произведения Верди и Пуччини, но и Бизе, Яначека, Мусоргского, Вагнера.
Звезды, спускавшиеся с трапа самолета в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов - это было результатом умело разработанной в Лирик-театре рекламной кампании: позволяя журналистам присутствовать, например, на генеральных репетициях, Лирик-театр не платил за фотографии, и все были довольны: журналисты - возможностью наблюдать, снимать, фотографировать; театр - созданием уникального архива фотографий. Кроме того, в Лирик-театре раньше, чем в других театрах, поняли важность абонементов и подписки, и рекламная кампания строилась вокруг привилегий для обладателей абонементов.
Перед началом второго сезона музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: "Чикаго совершил рывок от города, в котором не было собственного оперного театра, до города с самой впечатляющей оперной компанией в Америке". Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой "Пуритане" с участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и - тогда "новичком" чикагской оперы, выдающимся итальянским баритоном Этторе Бастианини. А на следующий день в вердиевской "Аиде" дебютировала несравненная Рената Тебальди . Когда она с эскортом автомобилей и 25 чемоданами приехала на улицу Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле гостиницы. Газеты писали о яростной битве - соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не было дела до каких-то битв - они просто наслаждались пением лучших артистов мира. Кстати, упоминавшаяся выше мадам Кассиди написала, что именно Каллас вдохновила Фокс пригласить Тебальди. Как бы то ни было, Тебальди была Аидой, Тито Гобби - Амонасро, за дирижерским пультом стоял 76-летний Тулио Серафин.
Перефразировав одного известного персонажа из фильма Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово", можно сказать: "Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется оперный театр". Каждый спектакль Лирик-театра становился событием, о котором говорил весь город. Рассказывают, что билеты на оперу "Мадам Баттерфляй" Пуччини с Марией Каллас в главной партии были проданы за 98 минут (кто-то подсчитал - видимо, для истории)! Эта опера, кстати, стала последней, в которой Мария Каллас пела в Чикаго. Выйдя за кулисы после очередного спектакля, она была остановлена судебным чиновником. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, она подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение следующих десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от ее встречи с клерком пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-театра, хотя, видит Бог, менее всего Кэрол Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. По некоторым данным, всё это было хорошо рассчитанной акцией…
Так или иначе, но в результате Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-театр не возвращаться. После неожиданного расставания с театром Марии Каллас Рената Тебальди становится абсолютной примой чикагской оперы, участвуя во многих постановках.
10 ноября 1956 года в театре состоялся гала-концерт, отрывки из которого (впервые в своей истории) были записаны на пластинку. В том же году от трио основоположников остается одна Кэрол Фокс (Келли и Решиньо покидают Чикаго и обосновываются в Далласе, где создают новый оперный театр), а Лирик-театр получает свое нынешнее название - Лирик-опера. В 1956 году состоялся еще один примечательный дебют - в опере Верди "Трубадур" за дирижерский пульт впервые встал молодой талантливый дирижер из Флоренции Бруно Бартолетти, которого Фокс по рекомендации Тито Гобби пригласила в театр. О первых годах дирижирования в Лирик-опере Бартолетти вспоминал: "Состав исполнителей был просто фантастическим, но репетиций было недостаточно. Проблема была в постановочном решении. Постановки были "никакие". Режиссер в то время напоминал полицейского на улице; он говорил только: «Иди влево. Стань справа.»" При Бартолетти была положена традиция 4-6 недельного репетиционного процесса перед каждой постановкой. Бруно Бартолетти стал ключевой фигурой Лирик-оперы. Он подбирал солистов и определял репертуарную политику театра. С 1964 по 1975 годы Бартолетти делил функции артистического директора с Пино Донати. (Не знавший английского, этот итальянский композитор и дирижер тоже сыграл огромную роль в развитии театра. Благодаря его усилиям в Лирик-опере выступали Фьоренца Коссото, Альфредо Краус, Николай Гяуров.) С 1975 по 1999 годы Бартолетти - единоличный артистический директор Лирик-оперы. С 1999 года дирижер занимает пост почетного артистического директора. Имея за плечами более 600 спектаклей, он и сегодня ведет огромную организационную работу в театре и продолжает дирижировать. Например, в только что закончившемся юбилейном сезоне он дирижировал "Тоской", в которой дебютировала великолепная румынская певица Доина Димитриу.
Отмечу некоторые знаменательные для Лирик-оперы даты.
1958 год, открытие сезона. Первая радиотрансляция из Лирик-оперы -"Фальстаф" Верди. В опере заняты Тито Гобби, Рената Тебальди, Моффо, Джульетта Симионато. Дирижер - Тулио Серафин.
1962 год, открытие сезона. Чикагская премьера оперы Бородина "Князь Игорь" в оформлении легендарного Николая Бенуа с участием Игоря Горина (князь Игорь) и Бориса Христова (Галицкий и Кончак). Кроме этого, спектакль запомнился появлением в "Половецких плясках" 24-летнего Рудольфа Нуреева, который только что остался на Западе и был в центре всеобщего внимания. В том же сезоне состоялся гала-концерт Нуреева в Лирик-опере, в котором три из пяти номеров, включая па-де-де из балета Адана "Корсар", он исполнил в собственной хореографии.
1963 год. Кэрол Фокс была достаточно консервативна в музыке и поначалу сомневалась, стоит ли представлять в Чикаго оперу Берга "Воццек". Ее убедил Бартолетти, который в 1963 году дирижировал этой оперой во Флоренции. Дирижер вспоминал: "После первого акта Кэрол сказала мне: "Публике не нравится эта опера. Мы сделали это для тебя, но постановка станет провалом для театра". Может быть, сотня зрителей ушла. Может быть, даже несколько сотен. Но в начале третьего акта я поднял оркестр... Эта была одна из длиннейших оваций, которую когда-либо слышали стены Лирик-оперы. Когда все закончилось, я был счастлив, а Кэрол сказала: «Я знала, что нас ждет триумф»". Успех оперы вдохновил Фокс и Бартолетти на постановки других современных опер.
В середине шестидесятых годов при Лирик-опере создается специальный отдел образования, занимающийся просветительской работой в школах, университетах, проводящий лекции, встречи со зрителями... В этом отделе придумали новую форму популяризации оперы - выпуск на аудиокассетах комментариев к операм, звучащим на сцене театра. Эти кассеты можно встретить в библиотеках Чикаго и пригородов.
Ноябрь 1966 года. После страшного наводнения в Венеции и Флоренции в Лирик-опере состоялся специальный концерт, весь сбор средств от которого пошел семьям, пострадавшим от стихийного бедствия.
1967 год. Этот год стал темной страницей в истории Лирик-оперы. После провала переговоров между руководством театра и профсоюзом музыкантов сезон в театре был отменен. Спас театр тогдашний мэр Чикаго Ричард Дэйли.
1973 год. Начиная с этого года, торжественное открытие сезона транслируется в прямом эфире по радио - традиция, прерванная совсем недавно, в 2002 году .
1974 год. Кэрол Фокс и Бруно Бартолетти создали при Лирик-опере школу, которая с 1981 года стала называться Центром Лирик-оперы для американских артистов.
1975 год. Директором балетной труппы Лирик-оперы становится гранд-дама американского балета Мария Тальчиф - бывшая жена Джорджа Баланчина.
1977 год. За несколько дней до начала сезона в Париже умерла Мария Каллас. Кэрол Фокс организовала в Лирик-опере вечер в честь великой певицы XX века. На сцене театра стояла огромная фотография Каллас, а слева и справа от нее - громадные букеты красных роз.
1978 год. Мировая премьера оперы Кшиштофа Пендерецкого "Потерянный мир". Позднее, в январе 1979 года, состоялось восемь представлений оперы в Ла Скала, которыми дирижировал сам композитор. В Милан отправился не только весь состав исполнителей, но и хор Лирик-оперы. Позднее второй акт "Потерянного рая" был представлен папе Иоанну Павлу II. В аудиенции, кроме артистов и композитора - близкого друга Папы, - принимали участие Кэрол Фокс и Тито Гобби.
1979 год. Театр участвует в фестивале Сервантеса в Мексике с оперой Доницетти "Дон Паскуале".
В начале восьмидесятых Лирик-опера столкнулась с большими финансовыми проблемами. Ключевые члены команды Фокс стали уходить в другие театры. Здоровье самой Фокс было подорвано. В 1980 году количество опер было сокращено до пяти. Театр прилагал все усилия, чтобы выжить. Но, несмотря на собственные проблемы, 7 декабря 1980 года на сцене Лирик-оперы состоялся благотворительный концерт в память жертв ужасного землетрясения в Италии, в числе участников которого были Лучано Паваротти, Кэтлин Бэттл, Рената Скотто.
1981 год. В возрасте 55 лет умерла Кэрол Фокс - женщина, создавшая в Чикаго оперный театр высочайшего уровня . Во главе театра встала человек из команды Фокс - Ардис Крейник ( на фото она - рядом с Сэром Георгом Шолти в бытность его музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра). Началась новая эра в истории Лирик-оперы. Крейник ввела в театре режим жесткой экономии. Например, театральные костюмы шили непосредственно в Северной Америке, а не привозили из Италии, как это было раньше. Обладая великолепным даром убеждения, она с неутомимой энергией встречалась с представителями большого бизнеса, с богатыми людьми, призывая их оказать всяческую поддержку театру. Она искала и находила спонсоров. Желая улучшить положение дел в театре, она выступила с идеей поставить в Лирик-опере оперетту. С 1981 года на протяжении трех сезонов в театре были поставлены "Веселая вдова" Ф.Легара, "Летучая мышь" И.Штрауса и "Микадо" Жильберта и Сюлливана (последняя - в постановке 25-летнего Питера Селларса).
11 декабря 1983 года Лирик-опера стала единственным в Америке театром, принявшим участие в международной акции памяти Марии Каллас (ещё три театра были из Европы: Ла Скала, Ковент-Гарден и Парижская опера). В концерте, транслировавшемуся по ТВ, участвовали Бруно Бартолетти, Альфредо Краус, Рената Скотто, Джон Викерс и оркестр Лирик-оперы.
1985 год. В Лирик-опере появились субтитры над сценой. Спустя два года (с 1987 года) все постановки опер (даже на английском языке) станут идти с текстом "бегущей строки".
Сезон 1987-88 годов. Оперу "Лулу" Альбана Берга поставил великий "таганский" режиссер Юрий Любимов. В стиле "Десяти дней, которые потрясли мир" он потряс и чикагцев, продолжив действие в антракте и устроив в холле театра дискотеку.
Сезон 1989-90 годов. Открытие сезона получило широкую огласку не благодаря участию в нем очередной звезды, а благодаря тому, кто в нем НЕ участвовал. Лучано Паваротти отменил свои выступления в партии Каварадосси ("Тоска" Пуччини) из-за "проблем седалищного нерва". Лирик-опера предложила певцу исполнять свою партию сидя, но Паваротти не изменил своего решения. Ситуация была не новая для театра: за Паваротти тянулся длинный шлейф отмен спектаклей. За период с 1981 по 1989 годы он отменил 26 из запланированного 41 спектакля! Так что последняя отмена стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Ардис Крейник и Бруно Бартолетти. Крейник собрала пресс-конференцию и объявила, что не намерена более привлекать Лучано Паваротти для участия в спектаклях Лирик-оперы. Она заявила, что доверие аудитории для нее является важнее, чем стремление любой ценой заполучить одного из величайших теноров столетия. Заявление Крейник произвело мировую сенсацию. Паваротти был символом современной оперы, он купался в лучах славы, позволяя себе любые прихоти. И тут вдруг - такое! Весь мир узнал "железную даму" Лирик-оперы.
В том сезоне было много ярких событий. Вот лишь некоторые из них:
- большой резонанс получила поставленная Питером Селларсом опера Вагнера "Тангейзер". Своим радикализмом постановка шокировала даже Крейник, но несмотря на свои консервативные вкусы (как и Кэрол Фокс, она больше всего любила классические оперы и классические постановки), она менее всего хотела превращать Лирик-оперу в музей. Ее расположенность ко всему яркому, необычному, талантливому привлекла в оперу молодые творческие силы;
- в партии Аиды в опере Верди выступила Маквала Касрашвили;
- тогдашний мэр Чикаго переименовал мост на улице Мэдисон возле театра в "Мост Лирик-оперы";
- продажи билетов достигли рекордного уровня в 102% (включая продажу билетов после их возврата в кассу) при 32500 подписчиках! Этому достижению Лирик-оперы может позавидовать любой театр мира.
Главная сценическая площадка Чикаго привлекала к себе многих знаменитостей. Театру помогали мэры города, в рекламной компании принимали участие ведущие спортсмены. Получил известность снимок, где улыбающаяся Ардис Крейник снизу вверх смотрит на великого Майкла Джордана, на майке которого красуется эмблема Лирик-оперы.
В 1989 году Крейник объявила новую программу "Навстречу XXI веку". В рамках этой программы на протяжении последнего десятилетия XX века Лирик-опера представила три мировые премьеры, семь американских современных опусов и десять наиболее значительных европейских опер. Американские музыкальные критики назвали планы Лирик-оперы ошеломляющими. Не секрет, что оперная аудитория, в большинстве своем весьма и весьма консервативная, предпочитает в двадцатый раз услышать "Травиату" и "Кармен", нежели открыть для себя новое имя и новую музыку. А тут вдруг такое поле для экспериментов!
1993-94 годы. В здании Civic Opera House, где расположена Лирик-опера, начался ремонт. Перестройке подверглись сцена, зал, рабочие помещения, оркестровая яма - словом, с 1929 года здание претерпело первую реконструкцию. Основные работы проходили в свободное от спектаклей время на протяжении трех лет.
6 июня 1996 года из-за болезни Ардис Крейник объявила о своей скорой отставке, а 13 октября того же года состоялся грандиозный гала-концерт в ее честь с участием звезд мировой оперной сцены. В этот день большой зал Civic Opera House стал называться театром Ардис Крейник . Она умерла 18 января 1997 года. 5 ноября 1996 года было объявлено, что новым генеральным директором Лирик-оперы становится Уильям Мэйсон. В своем прощальном слове Крейник отметила, что "невозможно придумать лучшую кандидатуру, на кого я могла бы оставить оперу". И действительно, вся жизнь Мэйсона была неразрывно связана с Лирик-оперой. В первые три сезона в театре он пел в детском хоре, а после окончания учебы прошел в родном театре все ступеньки административной лестницы. Итак, XXI век Лирик-опера встречала с новой командой, которая активно работает в театре и сегодня:
Уильям Мэйсон, генеральный директор;
Сэр Эндрю Дэйвис , музыкальный руководитель - он привнес в оркестр Лирик-опера такой уровень технического и художественного совершенства, которому может позавидовать любой оперный театр;
Бруно Бартолетти , почетный музыкальный руководитель;
Дональд Палумбо, хормейстер с 1991 года - хор Лирик-оперы заслуживает всяческих похвал;
Мэттью Эпштейн, артистический директор.
Начало работы в новой должности было для Мэйсона нелегким испытанием. Сложности в переговорах с музыкантами оркестра при подписании нового контракта привели к четырехдневной забастовке во время генеральных репетиций перед открытием сезона 1997-98 годов. Несмотря на впечатляющие постановки и "обойму" звезд, экономический кризис конца девяностых годов коснулся и Лирик-оперы. Впервые за 16 лет в театре образовался дефицит бюджета, который, впрочем, исчез уже через год.
С девяностых годов в Лирик-театре с большим успехом выступают российские оперные звезды. Первым в этом ряду следует назвать Дмитрия Хворостовского, дебютировавшего в сезоне 1993-94 годов в партии Жермона и с тех пор выступившего в театре еще несколько раз. Последнее (пока) его выступление было в сезоне 2002-03 годов (Ренато, "Бал-маскарад" Верди). В последние несколько лет в Лирик-опере пели Николай Путилин (Томский, "Пиковая дама"), Владимир Галузин (Герман, "Пиковая дама"), Лариса Дядькова (Фрика, "Золото Рейна"), Ольга Бородина (Далила) и Амнерис, Олег Бряк (Альберих, "Зигфрид" Вагнера).
В 1999 году было объявлено о новых инициативах руководства оперы. В рамках программы "Американские горизонты" Лирик-опера показывает как минимум одну современную американскую оперу каждый сезон до 2010 года. А с сентября 2000 года перед началом каждого сезона Лирик-опера стала давать бесплатные концерты в чикагском Грант-парке, которые уже успели посетить более 30000 человек!
Полвека своего существования Лирик-опера отметила грандиозным гала-концертом 30 октября 2004 года , в котором приняли участие звезды мировой оперной сцены Карита Матилла, Ольга Бородина, Рене Флеминг, Дебора Войт, Андреа Грубер, Сьюзен Грэхем, Карло Гуэльфи, Джеймс Моррис, Томас Хэмпсон, Брайан Терфель, Бен Хеппнер. За дирижерским пультом стояли попеременно Бруно Бартолетти и сэр Эндрю Дэйвис.
Впереди - новые планы и новые постановки. В сезоне 2004-05 годов театр объявил новую программу под названием "Взгляд в будущее". Но... это уже тема для другой статьи. А в завершение этой отмечу, что Лирик-опера имеет все необходимое для столь же прекрасного будущего, как и ее прошлое.
Автор выражает благодарность пресс-атташе Лирик-оперы Джеку Циммерману и координатору по связям с прессой Мэри Фрэнклин за предоставленные архивные фотоматериалы (фотографии Дэна Реста, Пола Хансена, Тома Романо).
♦ Лирик-оперa Чикаго:
20 N. Wacker Drive Chicago,
IL 60606, USA
1-312-332-2244
Мы с вами в Соединенных Штатах Америки, в третьем по величине городе Чикаго. В городе ветров, небоскребов и знаменитой фондовой биржи, на родине Первомая и в бывшей столице мафии, через которую в двадцатые-тридцатые годы переправляли контрабандой алкоголь. Сегодня в Чикаго как достопримечательность показывают дома, в которых жили "крестные отцы" чикагской мафии и места гангстерских разборок, а Аль Капоне и его друзья, "прославившие" Чикаго, ушли в прошлое. О бандитской истории города вспоминают разве что киношники, снимая, например, на этих улицах продолжение приключений Данилы Багрова ("Брат-2"). Сегодня Чикаго - огромный индустриальный мегаполис, крупнейший транспортный узел Америки. И наверное, менее всего современный Чикаго ассоциируется с оперой.
А между тем именно о ней и будет мой рассказ. Для этого есть прекрасный повод - краса и гордость Чикаго, один из крупнейших оперных театров Америки Лирик-опера и отпраздновал в этом сезоне свой Золотой юбилей - театру исполнилось 50 лет! Несмотря на молодость чикагского театра (в отличие, скажем, от нью-йоркской Метрополитен Опера, чья история насчитывает более ста двадцати лет), Лирик-опера давно и заслуженно пользуется высочайшей репутацией у любителей оперного искусства.
Под занавес юбилейного сезона мне хочется оглянуться назад и рассказать уважаемым читателям интересные факты из истории создания этого оперного коллектива, а также перелистать некоторые важные странички его "семейного" альбома. Но вначале - краткий экскурс в историю оперы в Чикаго.
Первая историческая дата на этом славном пути - 29 июля 1850 года. В этот день в местном Райс-театре была впервые исполнена опера: в театре поставили "Сомнамбулу" Винченцо Беллини. Но уже второе представление, начавшееся следующим вечером, было неожиданно прервано пожаром в театре, и про оперу на время пришлось забыть. 27 октября 1853 года в отреставрированном здании Райс-театра зрители услышали "Лючию ди Ламмермур". В последующие два десятилетия оперные спектакли привозили посещавшие Чикаго оперные труппы.
Так продолжалось до страшного чикагского пожара 8 октября 1871 года. Второй раз в мой рассказ вклинивается слово "пожар", причем на этот раз бедствие затронуло не только театр, но и весь город, разрушив его фактически до основания. Пройдет долгих 18 лет, прежде чем в 1889 году распахнет свои двери Аудиториум-театр, которому суждено будет на несколько последующих десятилетий стать базовой площадкой для оперных постановок. На торжественном вечере по случаю открытия театра пела Аделина Патти - одна из знаменитейших представительниц настоящего "bel canto". В Чикаго приезжали великие оперные исполнители Франческо Таманьо (первый исполнитель партии Отелло в одноименной опере Верди), Энрико Карузо...
Но все это были заезжие знаменитости. Городские власти понимали, что городу необходимы собственная оперная труппа и отдельный оперный театр. В 1915 году в Чикаго возникла оперная ассоциация во главе с сопрано Мэри Гарден - первой исполнительницей главных партий в операх Дебюсси и Сен-Санса. (Особенный успех ей выпал после исполнения партии Мелизанды в опере Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда".)
В сезоне 1921-22 годов Гарден даже являлась директором оперной компании - задолго до того, как женщины стали занимать руководящие должности. (Забегая вперед, скажу, что Чикаго везет на инициативных женщин! Именно женщине обязана своим появлением на свет Лирик-опера). В числе достижений Гарден - премьеры в Чикаго современных опер. Так, именно в Чикаго в 1921 году прошла мировая премьера оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". За дирижерским пультом стоял сам композитор. В 1922 году компания получила название Чикагская опера, а ее президентом стал видный предприниматель (как сейчас сказали бы - "олигарх") Сэмюэль Инсалл. В первые годы своего существования труппа показывала более тридцати опер в течение одного сезона, каждая из которых шла в театре не более трех раз. Среди приглашенных звезд блистала, например, Роза Райза - первая исполнительница партии Турандот в одноименной опере Пуччини.
Следующая историческая дата в истории чикагской оперы - 29 ноября 1929 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие здания городской оперы - Civic Opera House . Любопытная деталь: здание, похожее на трон, обращено фасадом на запад. Как гласит легенда, архитектор был с презрением отвергнут в Нью-Йорке, поэтому здание он повернул в противоположную сторону. Зал на 3563 места стал вторым по вместительности (после МЕТ) оперным театром Америки. Авансцена театра впечатляет: ширина - 50 футов, высота - 35 футов! Главный занавес здесь совмещён с традиционными "железными занавесами" - противопожарными устройствами в театрах, и представляет собой двадцатитонную стальную огнеупорную конструкцию толщиной девять дюймов, оформленную известным американским художником Джулиусом Гуриным.
Сэмуэль Инсалл впервые предложил объединить театральное помещение с офисами. По его мнению, это помогло бы оперной труппе стать самоокупаемой и достичь финансовой независимости. Но осуществлению этой идеи помешала Великая депрессия. На сцене Чикагской оперы так и не появилось собственной оперной труппы. Там в основном выступали приезжие артисты, среди которых были и МЕТ, и Нью-Йорк Сити опера.
Говоря о развитии оперы в Чикаго, следует отметить, что в городе всегда находились спонсоры, меценаты и просто заинтересованные люди, не жалевшие денег, сил и времени на поддержку этого прекрасного искусства. Так было в течение всего прошлого века, так продолжается и сегодня.
История создания Лирик оперы неразрывно связана с именем одной необыкновенной женщины. Ее имя - Кэрол Фокс. Она обожала театр с детства, в школьные годы участвовала в спектаклях, а услышав оперу, влюбилась в нее навсегда и даже брала уроки вокала у бывшей оперной звезды Эдит Мэйсон. Эти уроки заменили для Кэрол учебу в университете. Мэйсон подвигла Фокс на создание молодежной оперной труппы. Она просуществовала всего один сезон, но благодаря ней Кэрол Фокс решила сама стать оперной певицей. Она отправилась сначала в Нью-Йорк на стажировку к Джованни Мартинелли, а в возрасте 19 лет уже жила в Италии, где продолжила свою оперную учебу. В 1951 году Фокс возвращается в Чикаго с твердым желанием создать в Чикаго оперный театр. Найдя единомышленников в лице агента по торговле недвижимости, фанатика оперы Лоуренса Келли и одного из ее оперных наставников, американского дирижера итальянского происхождения Николы Решиньо, заручившись поддержкой музыкальных критиков и других влиятельных людей города, а также взяв в долг у своего отца $50000, Фокс принялась за дело. Результатом усилий триумвирата Фокс-Келли-Решиньо стало возникновение в Чикаго Лирик-театра. Свое название труппа позаимствовала у итальянцев: "Il teatro lirico" - то есть, "музыкальный театр". Для первой постановки в новом театре была выбрана опера Моцарта "Дон Жуан".
В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли. Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. Ведущий музыкальный критик "Чикаго трибюн", всемогущая Клаудиа Кассиди назвала постановку "ярко поставленным и блестяще спетым, притягательным Моцартом".
(Извинившись перед читателями за некоторое отступление от оперной темы, не могу не задержаться на этой весьма известной даме чикагского высшего общества. Для этого придется забежать немного вперед, но в скобках сделать это будет позволительно. Итак, в сезоне 1956-57 годов, когда будущий сэр Георг Шолти дирижировал в Лирик-театре, Кэрол Фокс предложила ему занять место музыкального руководителя, и Шолти, по его собственным словам, серьезно размышлял над этим предложением. Однако в "Чикаго трибюн" появилась рецензия Кассиди на недавнее дирижирование Шолти оперой Моцарта "Женитьба Фигаро", где была, в частности, такая фраза: "Шолти дирижировал финалом второго акта с улыбкой на лице, хотя ему лучше было бы перерезать себе горло". Именно благодаря своей злобной рецензии Кассиди помешала возможному согласию Шолти и повлияла тем самым на судьбу и дирижера, и оперного театра, и, конечно, Чикагского симфонического оркестра, который, впрочем, может сказать критикессе "спасибо", ибо спустя многие годы его возглавит именно Георг Шолти. Сам дирижер поведал об этом в своей книге воспоминаний. Он написал:
"Если бы она (Кассиди - Прим. автора.) проанализировала качество моего дирижирования, в этом не было бы никакого вреда. Но ее злоба разрушила мои связи с Лирик-театром, потому что Фокс нуждалась в одобрении Кассиди. В моем случае Кассиди оказалась одним из самых ярких примеров музыкального критика, который славится не своими глубокими разборами музыки, а скандальными заявлениями, увеличивающими тираж газеты. Она была непререкаемым авторитетом в Чикаго, и люди с нетерпением ожидали появление ее статей, чтобы прочесть о ее следующей жертве. Музыканты были для нее пушечным мясом". Шолти прав, Кассиди буквально уничтожала всех, кто приезжал в Чикаго. Ее "буйство" продолжалось бы, наверно, до бесконечности, если бы в один прекрасный день она не поместила в "Чикаго трибюн" очередную разгромную статью о... несостоявшемся концерте. Пришлось выгнать ее из газеты. (Этот факт приводит в своих воспоминаниях дирижер Геннадий Рождественский.) Стоит ли говорить, как обрадовались все артисты! Но справедливости ради отметим, что мадам Кассиди благоволила к детищу Фокс и много сделала для Лирик-театра в первые годы его существования... Однако мое отступление затянулось, и я закрываю скобки, возвращаясь к опере.)
Кэрол Фокс говорила: "Стандарты Лирик-театра будут такими же, как в ведущих оперных театрах мира - в Ла Скала, в МЕТ, в Венской опере, в Ковент-Гарден... Опера в Чикаго может и должна привлечь в город тысячи туристов." Фокс понимала, что для успеха Лирик-театру необходимы звезды, причем звезды первой величины. Спустя 11 дней после второго представления "Дон Жуана" Фокс летит в Италию с одной-единственной целью - привезти в Чикаго Марию Каллас. Великая гречанка родилась в Нью-Йорке, но так случилось, что до 1954 года она ни разу не выступала на американской оперной сцене. Фокс сделала Каллас предложение, от которого певица не смогла отказаться, - $2000 за каждый спектакль! Это был гонорар, казавшийся полвека назад просто невероятным! (Верхняя планка гонорара в МЕТ в начале 50-х не поднималась выше $1000.) Результат - Фокс вернулась в Чикаго, имея на руках подписанный лучшей сопрано мира контракт, и 1 ноября 1954 года Мария Каллас уже пела "Норму" на сцене Лирик-театра!
Уникальный коллектив собрался в те годы в Чикаго! Оперные фанатики и энтузиасты, они думали в первую очередь о театре, о городе и о (возможно, главном в опере!) - о зрителях. Например, Никола Решиньо "урезал" зарплату главному дирижёру - то есть, самому себе, а Фокс и Келли не только не брали деньги из театральной кассы, но и сами вкладывали туда свои личные сбережения. Напомню, что в 1954 году Фокс и Келли было всего по двадцать восемь лет, а Решиньо - тридцать семь. Они были молоды, талантливы, амбициозны! Фокс сидела всегда в первых рядах партера по левую сторону от дирижера, что было нетипично для директора, занимающего, как правило, место в директорской ложе, закрытой и отделенной от остального зала. Тем самым Фокс демонстрировала участие и заинтересованность в успехе каждого спектакля.
Уже с первого сезона в Лирик-театре зародилась традиция, существующая и сегодня: восемь постановок в сезоне, из которых шесть - классика, а две - современные оперы. Театр стремился стать "певческим домом" и ориентировался прежде всего на европейских звезд. Лучшие оперные певцы с удовольствием соглашались выступать в Чикаго. Прекрасные гонорары и прекрасный зал стали главными составляющими успеха. Этими достоинствами Фокс соблазняла лучших из лучших!
Во главе этой славной когорты шествовала Каллас, которая в первые годы существования Лирик-театра спела Норму, Виолетту и Лючию . Каллас была, конечно, главной, но не единственной звездой Лирик-театра. Партию Адальджизы в "Норме" исполнила замечательная итальянская певица Джульетта Симионато. Позднее она исполнила партии Розины и Кармен, став любимицей Лирик-театра. В постановке пуччиниевской "Тоски" 1954 года партию Каварадосси исполнил знаменитый Джузеппе Ди Стефано. (Интересно, что в эпизодической партии пастуха в том спектакле впервые появился Уильям Мэйсон - нынешний генеральный директор Лирик-оперы.) Великий баритон Тито Гобби исполнил в первом сезоне Лирик-театра три партии: Фигаро, Жермона и Скарпиа. Необходимо отметить исключительную помощь, оказанную Тито Гобби театру. Во многом благодаря его рекомендациям в Чикаго выступало так много мировых оперных звезд. Он помогал в выборе певцов, в выборе репертуара. Неслучайно Уильям Мэйсон назвал Гобби "крестным отцом" Лирик-оперы.
Постепенно чикагский театр становился, как говорила Фокс, "Западным Ла Скала". Не секрет, что легендарный миланский театр традиционно открывает сезон 7 декабря - в Милане этот день называют "днем пира святых патронов театра". Боясь возможных отказов артистов, Фокс сдвинула начало сезона в Лирик-театре на несколько месяцев раньше, чтобы звезды Скала успевали порадовать своим искусством жителей Чикаго до открытия "домашнего" сезона. Это еще одно отличие чикагского театра от других оперных трупп. Лирик-театр любил европейских звезд, и многие европейские звезды "платили" театру тем же, сделав чикагскую сцену базовой площадкой в Америке. Кроме упоминавшихся выше Тито Гобби и Джульетты Симионато, назову лишь имена Николая Гяурова (дебютировал в театре в 1962 году), Альфредо Крауса (на протяжении 18 лет - с 1962 по 1990 годы - он исполнил на этой сцене 18 (!) главных партий, а также участвовал в сольном вечере и двух концертах), Пьеро Каппуччилли (после дебюта в 1969 году певец стал любимым баритоном театра, после ухода Гобби спевший многие из его партий), Катрин Малфитано [ ], Анна Томова-Синтова... Список можно продолжать вплоть до сегодняшней властительницы сердец Кариты Матиллы (дебютировала в сезоне 1988-89 годов в опере Моцарта "Дон Жуан" в партии Эльвиры, а в юбилейном сезоне в той же опере незабываемо исполнила партию Донны Анны , а также партию Фиделио в одноименной опере Бетховена.
Однако несмотря на обилие итальянских звезд и италоцентричность Кэрол Фокс, было бы неправильно назвать Лирик-театр филиалом Ла Скала на берегу озера Мичиган. Фокс приглашала исполнителей не по национальности или стране проживания - ориентиром для нее было только вокальное мастерство! Среди приглашенных артистов блистали Борис Христов и Мэрилин Хорн , Биргит Нильсон и Леонтин Прайс, Элизабет Шварцкопф и Джоан Сазерленд, а среди исполняемых опер были не только произведения Верди и Пуччини, но и Бизе, Яначека, Мусоргского, Вагнера.
Звезды, спускавшиеся с трапа самолета в Чикаго, сразу попадали в поле зрения фотографов и журналистов - это было результатом умело разработанной в Лирик-театре рекламной кампании: позволяя журналистам присутствовать, например, на генеральных репетициях, Лирик-театр не платил за фотографии, и все были довольны: журналисты - возможностью наблюдать, снимать, фотографировать; театр - созданием уникального архива фотографий. Кроме того, в Лирик-театре раньше, чем в других театрах, поняли важность абонементов и подписки, и рекламная кампания строилась вокруг привилегий для обладателей абонементов.
Перед началом второго сезона музыкальный критик Ирвинг Саблоски писал: "Чикаго совершил рывок от города, в котором не было собственного оперного театра, до города с самой впечатляющей оперной компанией в Америке". Второй сезон начался 31 октября 1955 года оперой "Пуритане" с участием Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Николы Росси-Лемени и - тогда "новичком" чикагской оперы, выдающимся итальянским баритоном Этторе Бастианини. А на следующий день в вердиевской "Аиде" дебютировала несравненная Рената Тебальди . Когда она с эскортом автомобилей и 25 чемоданами приехала на улицу Лассаль, тысячи папарацци уже поджидали ее возле гостиницы. Газеты писали о яростной битве - соперничестве между Каллас и Тебальди, о том, что гречанка вынудила итальянскую певицу покинуть Ла Скала, а чикагским любителям оперы не было дела до каких-то битв - они просто наслаждались пением лучших артистов мира. Кстати, упоминавшаяся выше мадам Кассиди написала, что именно Каллас вдохновила Фокс пригласить Тебальди. Как бы то ни было, Тебальди была Аидой, Тито Гобби - Амонасро, за дирижерским пультом стоял 76-летний Тулио Серафин.
Перефразировав одного известного персонажа из фильма Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово", можно сказать: "Настоящая жизнь в городе начинается только тогда, когда в ней появляется оперный театр". Каждый спектакль Лирик-театра становился событием, о котором говорил весь город. Рассказывают, что билеты на оперу "Мадам Баттерфляй" Пуччини с Марией Каллас в главной партии были проданы за 98 минут (кто-то подсчитал - видимо, для истории)! Эта опера, кстати, стала последней, в которой Мария Каллас пела в Чикаго. Выйдя за кулисы после очередного спектакля, она была остановлена судебным чиновником. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, она подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение следующих десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от ее встречи с клерком пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-театра, хотя, видит Бог, менее всего Кэрол Фокс хотелось устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. По некоторым данным, всё это было хорошо рассчитанной акцией…
Так или иначе, но в результате Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-театр не возвращаться. После неожиданного расставания с театром Марии Каллас Рената Тебальди становится абсолютной примой чикагской оперы, участвуя во многих постановках.
10 ноября 1956 года в театре состоялся гала-концерт, отрывки из которого (впервые в своей истории) были записаны на пластинку. В том же году от трио основоположников остается одна Кэрол Фокс (Келли и Решиньо покидают Чикаго и обосновываются в Далласе, где создают новый оперный театр), а Лирик-театр получает свое нынешнее название - Лирик-опера. В 1956 году состоялся еще один примечательный дебют - в опере Верди "Трубадур" за дирижерский пульт впервые встал молодой талантливый дирижер из Флоренции Бруно Бартолетти, которого Фокс по рекомендации Тито Гобби пригласила в театр. О первых годах дирижирования в Лирик-опере Бартолетти вспоминал: "Состав исполнителей был просто фантастическим, но репетиций было недостаточно. Проблема была в постановочном решении. Постановки были "никакие". Режиссер в то время напоминал полицейского на улице; он говорил только: «Иди влево. Стань справа.»" При Бартолетти была положена традиция 4-6 недельного репетиционного процесса перед каждой постановкой. Бруно Бартолетти стал ключевой фигурой Лирик-оперы. Он подбирал солистов и определял репертуарную политику театра. С 1964 по 1975 годы Бартолетти делил функции артистического директора с Пино Донати. (Не знавший английского, этот итальянский композитор и дирижер тоже сыграл огромную роль в развитии театра. Благодаря его усилиям в Лирик-опере выступали Фьоренца Коссото, Альфредо Краус, Николай Гяуров.) С 1975 по 1999 годы Бартолетти - единоличный артистический директор Лирик-оперы. С 1999 года дирижер занимает пост почетного артистического директора. Имея за плечами более 600 спектаклей, он и сегодня ведет огромную организационную работу в театре и продолжает дирижировать. Например, в только что закончившемся юбилейном сезоне он дирижировал "Тоской", в которой дебютировала великолепная румынская певица Доина Димитриу.
Отмечу некоторые знаменательные для Лирик-оперы даты.
1958 год, открытие сезона. Первая радиотрансляция из Лирик-оперы -"Фальстаф" Верди. В опере заняты Тито Гобби, Рената Тебальди, Моффо, Джульетта Симионато. Дирижер - Тулио Серафин.
1962 год, открытие сезона. Чикагская премьера оперы Бородина "Князь Игорь" в оформлении легендарного Николая Бенуа с участием Игоря Горина (князь Игорь) и Бориса Христова (Галицкий и Кончак). Кроме этого, спектакль запомнился появлением в "Половецких плясках" 24-летнего Рудольфа Нуреева, который только что остался на Западе и был в центре всеобщего внимания. В том же сезоне состоялся гала-концерт Нуреева в Лирик-опере, в котором три из пяти номеров, включая па-де-де из балета Адана "Корсар", он исполнил в собственной хореографии.
1963 год. Кэрол Фокс была достаточно консервативна в музыке и поначалу сомневалась, стоит ли представлять в Чикаго оперу Берга "Воццек". Ее убедил Бартолетти, который в 1963 году дирижировал этой оперой во Флоренции. Дирижер вспоминал: "После первого акта Кэрол сказала мне: "Публике не нравится эта опера. Мы сделали это для тебя, но постановка станет провалом для театра". Может быть, сотня зрителей ушла. Может быть, даже несколько сотен. Но в начале третьего акта я поднял оркестр... Эта была одна из длиннейших оваций, которую когда-либо слышали стены Лирик-оперы. Когда все закончилось, я был счастлив, а Кэрол сказала: «Я знала, что нас ждет триумф»". Успех оперы вдохновил Фокс и Бартолетти на постановки других современных опер.
В середине шестидесятых годов при Лирик-опере создается специальный отдел образования, занимающийся просветительской работой в школах, университетах, проводящий лекции, встречи со зрителями... В этом отделе придумали новую форму популяризации оперы - выпуск на аудиокассетах комментариев к операм, звучащим на сцене театра. Эти кассеты можно встретить в библиотеках Чикаго и пригородов.
Ноябрь 1966 года. После страшного наводнения в Венеции и Флоренции в Лирик-опере состоялся специальный концерт, весь сбор средств от которого пошел семьям, пострадавшим от стихийного бедствия.
1967 год. Этот год стал темной страницей в истории Лирик-оперы. После провала переговоров между руководством театра и профсоюзом музыкантов сезон в театре был отменен. Спас театр тогдашний мэр Чикаго Ричард Дэйли.
1973 год. Начиная с этого года, торжественное открытие сезона транслируется в прямом эфире по радио - традиция, прерванная совсем недавно, в 2002 году .
1974 год. Кэрол Фокс и Бруно Бартолетти создали при Лирик-опере школу, которая с 1981 года стала называться Центром Лирик-оперы для американских артистов.
1975 год. Директором балетной труппы Лирик-оперы становится гранд-дама американского балета Мария Тальчиф - бывшая жена Джорджа Баланчина.
1977 год. За несколько дней до начала сезона в Париже умерла Мария Каллас. Кэрол Фокс организовала в Лирик-опере вечер в честь великой певицы XX века. На сцене театра стояла огромная фотография Каллас, а слева и справа от нее - громадные букеты красных роз.
1978 год. Мировая премьера оперы Кшиштофа Пендерецкого "Потерянный мир". Позднее, в январе 1979 года, состоялось восемь представлений оперы в Ла Скала, которыми дирижировал сам композитор. В Милан отправился не только весь состав исполнителей, но и хор Лирик-оперы. Позднее второй акт "Потерянного рая" был представлен папе Иоанну Павлу II. В аудиенции, кроме артистов и композитора - близкого друга Папы, - принимали участие Кэрол Фокс и Тито Гобби.
1979 год. Театр участвует в фестивале Сервантеса в Мексике с оперой Доницетти "Дон Паскуале".
В начале восьмидесятых Лирик-опера столкнулась с большими финансовыми проблемами. Ключевые члены команды Фокс стали уходить в другие театры. Здоровье самой Фокс было подорвано. В 1980 году количество опер было сокращено до пяти. Театр прилагал все усилия, чтобы выжить. Но, несмотря на собственные проблемы, 7 декабря 1980 года на сцене Лирик-оперы состоялся благотворительный концерт в память жертв ужасного землетрясения в Италии, в числе участников которого были Лучано Паваротти, Кэтлин Бэттл, Рената Скотто.
1981 год. В возрасте 55 лет умерла Кэрол Фокс - женщина, создавшая в Чикаго оперный театр высочайшего уровня . Во главе театра встала человек из команды Фокс - Ардис Крейник ( на фото она - рядом с Сэром Георгом Шолти в бытность его музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра). Началась новая эра в истории Лирик-оперы. Крейник ввела в театре режим жесткой экономии. Например, театральные костюмы шили непосредственно в Северной Америке, а не привозили из Италии, как это было раньше. Обладая великолепным даром убеждения, она с неутомимой энергией встречалась с представителями большого бизнеса, с богатыми людьми, призывая их оказать всяческую поддержку театру. Она искала и находила спонсоров. Желая улучшить положение дел в театре, она выступила с идеей поставить в Лирик-опере оперетту. С 1981 года на протяжении трех сезонов в театре были поставлены "Веселая вдова" Ф.Легара, "Летучая мышь" И.Штрауса и "Микадо" Жильберта и Сюлливана (последняя - в постановке 25-летнего Питера Селларса).
11 декабря 1983 года Лирик-опера стала единственным в Америке театром, принявшим участие в международной акции памяти Марии Каллас (ещё три театра были из Европы: Ла Скала, Ковент-Гарден и Парижская опера). В концерте, транслировавшемуся по ТВ, участвовали Бруно Бартолетти, Альфредо Краус, Рената Скотто, Джон Викерс и оркестр Лирик-оперы.
1985 год. В Лирик-опере появились субтитры над сценой. Спустя два года (с 1987 года) все постановки опер (даже на английском языке) станут идти с текстом "бегущей строки".
Сезон 1987-88 годов. Оперу "Лулу" Альбана Берга поставил великий "таганский" режиссер Юрий Любимов. В стиле "Десяти дней, которые потрясли мир" он потряс и чикагцев, продолжив действие в антракте и устроив в холле театра дискотеку.
Сезон 1989-90 годов. Открытие сезона получило широкую огласку не благодаря участию в нем очередной звезды, а благодаря тому, кто в нем НЕ участвовал. Лучано Паваротти отменил свои выступления в партии Каварадосси ("Тоска" Пуччини) из-за "проблем седалищного нерва". Лирик-опера предложила певцу исполнять свою партию сидя, но Паваротти не изменил своего решения. Ситуация была не новая для театра: за Паваротти тянулся длинный шлейф отмен спектаклей. За период с 1981 по 1989 годы он отменил 26 из запланированного 41 спектакля! Так что последняя отмена стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Ардис Крейник и Бруно Бартолетти. Крейник собрала пресс-конференцию и объявила, что не намерена более привлекать Лучано Паваротти для участия в спектаклях Лирик-оперы. Она заявила, что доверие аудитории для нее является важнее, чем стремление любой ценой заполучить одного из величайших теноров столетия. Заявление Крейник произвело мировую сенсацию. Паваротти был символом современной оперы, он купался в лучах славы, позволяя себе любые прихоти. И тут вдруг - такое! Весь мир узнал "железную даму" Лирик-оперы.
В том сезоне было много ярких событий. Вот лишь некоторые из них:
- большой резонанс получила поставленная Питером Селларсом опера Вагнера "Тангейзер". Своим радикализмом постановка шокировала даже Крейник, но несмотря на свои консервативные вкусы (как и Кэрол Фокс, она больше всего любила классические оперы и классические постановки), она менее всего хотела превращать Лирик-оперу в музей. Ее расположенность ко всему яркому, необычному, талантливому привлекла в оперу молодые творческие силы;
- в партии Аиды в опере Верди выступила Маквала Касрашвили;
- тогдашний мэр Чикаго переименовал мост на улице Мэдисон возле театра в "Мост Лирик-оперы";
- продажи билетов достигли рекордного уровня в 102% (включая продажу билетов после их возврата в кассу) при 32500 подписчиках! Этому достижению Лирик-оперы может позавидовать любой театр мира.
Главная сценическая площадка Чикаго привлекала к себе многих знаменитостей. Театру помогали мэры города, в рекламной компании принимали участие ведущие спортсмены. Получил известность снимок, где улыбающаяся Ардис Крейник снизу вверх смотрит на великого Майкла Джордана, на майке которого красуется эмблема Лирик-оперы.
В 1989 году Крейник объявила новую программу "Навстречу XXI веку". В рамках этой программы на протяжении последнего десятилетия XX века Лирик-опера представила три мировые премьеры, семь американских современных опусов и десять наиболее значительных европейских опер. Американские музыкальные критики назвали планы Лирик-оперы ошеломляющими. Не секрет, что оперная аудитория, в большинстве своем весьма и весьма консервативная, предпочитает в двадцатый раз услышать "Травиату" и "Кармен", нежели открыть для себя новое имя и новую музыку. А тут вдруг такое поле для экспериментов!
1993-94 годы. В здании Civic Opera House, где расположена Лирик-опера, начался ремонт. Перестройке подверглись сцена, зал, рабочие помещения, оркестровая яма - словом, с 1929 года здание претерпело первую реконструкцию. Основные работы проходили в свободное от спектаклей время на протяжении трех лет.
6 июня 1996 года из-за болезни Ардис Крейник объявила о своей скорой отставке, а 13 октября того же года состоялся грандиозный гала-концерт в ее честь с участием звезд мировой оперной сцены. В этот день большой зал Civic Opera House стал называться театром Ардис Крейник . Она умерла 18 января 1997 года. 5 ноября 1996 года было объявлено, что новым генеральным директором Лирик-оперы становится Уильям Мэйсон. В своем прощальном слове Крейник отметила, что "невозможно придумать лучшую кандидатуру, на кого я могла бы оставить оперу". И действительно, вся жизнь Мэйсона была неразрывно связана с Лирик-оперой. В первые три сезона в театре он пел в детском хоре, а после окончания учебы прошел в родном театре все ступеньки административной лестницы. Итак, XXI век Лирик-опера встречала с новой командой, которая активно работает в театре и сегодня:
Уильям Мэйсон, генеральный директор;
Сэр Эндрю Дэйвис , музыкальный руководитель - он привнес в оркестр Лирик-опера такой уровень технического и художественного совершенства, которому может позавидовать любой оперный театр;
Бруно Бартолетти , почетный музыкальный руководитель;
Дональд Палумбо, хормейстер с 1991 года - хор Лирик-оперы заслуживает всяческих похвал;
Мэттью Эпштейн, артистический директор.
Начало работы в новой должности было для Мэйсона нелегким испытанием. Сложности в переговорах с музыкантами оркестра при подписании нового контракта привели к четырехдневной забастовке во время генеральных репетиций перед открытием сезона 1997-98 годов. Несмотря на впечатляющие постановки и "обойму" звезд, экономический кризис конца девяностых годов коснулся и Лирик-оперы. Впервые за 16 лет в театре образовался дефицит бюджета, который, впрочем, исчез уже через год.
С девяностых годов в Лирик-театре с большим успехом выступают российские оперные звезды. Первым в этом ряду следует назвать Дмитрия Хворостовского, дебютировавшего в сезоне 1993-94 годов в партии Жермона и с тех пор выступившего в театре еще несколько раз. Последнее (пока) его выступление было в сезоне 2002-03 годов (Ренато, "Бал-маскарад" Верди). В последние несколько лет в Лирик-опере пели Николай Путилин (Томский, "Пиковая дама"), Владимир Галузин (Герман, "Пиковая дама"), Лариса Дядькова (Фрика, "Золото Рейна"), Ольга Бородина (Далила) и Амнерис, Олег Бряк (Альберих, "Зигфрид" Вагнера).
В 1999 году было объявлено о новых инициативах руководства оперы. В рамках программы "Американские горизонты" Лирик-опера показывает как минимум одну современную американскую оперу каждый сезон до 2010 года. А с сентября 2000 года перед началом каждого сезона Лирик-опера стала давать бесплатные концерты в чикагском Грант-парке, которые уже успели посетить более 30000 человек!
Полвека своего существования Лирик-опера отметила грандиозным гала-концертом 30 октября 2004 года , в котором приняли участие звезды мировой оперной сцены Карита Матилла, Ольга Бородина, Рене Флеминг, Дебора Войт, Андреа Грубер, Сьюзен Грэхем, Карло Гуэльфи, Джеймс Моррис, Томас Хэмпсон, Брайан Терфель, Бен Хеппнер. За дирижерским пультом стояли попеременно Бруно Бартолетти и сэр Эндрю Дэйвис.
Впереди - новые планы и новые постановки. В сезоне 2004-05 годов театр объявил новую программу под названием "Взгляд в будущее". Но... это уже тема для другой статьи. А в завершение этой отмечу, что Лирик-опера имеет все необходимое для столь же прекрасного будущего, как и ее прошлое.
Автор выражает благодарность пресс-атташе Лирик-оперы Джеку Циммерману и координатору по связям с прессой Мэри Фрэнклин за предоставленные архивные фотоматериалы (фотографии Дэна Реста, Пола Хансена, Тома Романо).
♦ Лирик-оперa Чикаго:
20 N. Wacker Drive Chicago,
IL 60606, USA
1-312-332-2244
Публикация: 19-08-2010
Просмотров: 32163
Категория: Оперные театры
Комментарии: 0