ГРУППА "НЮАНС"
"С юмором дело обстоит так же, как и с музыкой. Чем больше ее слушаешь, тем более тонких созвучий желаешь", - написал как-то почетный член какого-то общества покровительства чему-то Михаил Кузьмин - и, как всегда, оказался не прав. Во-первых, если уж человек и любит "толстые созвучия" в юморе - типа: "...и тут он ему этим бревном по башке!!. Буа-ха-ха-ха..." - то ему вряд ли уже потребуется нечто более "тонкое"... Во-вторых, как музыкальный критик, смею вас заверить - чем больше музыки мы слышим, тем больше от неё тошнит… Ну, да Бог с ней, с музыкой-то. Ведь с юмором-то совсем всё наоборот: от него никогда плохо не становится… Ну, почти никогда.
Мне, кстати, совершенно непонятно, почему слово "карикатура" в обывательском сознании обязательно связывается с чем-то "смешным" - особенно, если речь идёт о творчестве группы "Нюанс". Лучше всего описать воздействие работ этой троицы можно, слегка перефразировав хрестоматийные строки Венички Ерофеева: "Я посмотрел работы Виктора Богорада, сижу и плачу. Почему я плачу? - потому что маму вспомнил, то есть вспомнил и не могу забыть свою маму. "Мама", - говорю. И плачу. А потом опять: "Мама", - говорю, и снова плачу. Другой бы, кто поглупее, так бы сидел и плакал. А я? Взял, да посмотрел работы Леонида Мельника. И что же вы думаете? Слёзы обсохли, дурацкий смех одолел, а маму - так даже и забыл, как звать по имени-отчеству"… Здесь, кстати, я должен отметить, что группа "Нюанс" немыслима для меня без её третьего (гм… простите… чуть было "члена" не сказал) участника - Вячеслава Шилова. Почему? - продолжая начатую уже параллель с творчеством Ерофеева, скажу просто: "в мире компонентов нет эквивалентов". А работы Шилова, на мой взгляд, воздействуют на непредвзятого зрителя точно так же, как приготовленный по рецепту незабвенного Венички коктейль "Сучий потрох": уже после двух-трёх просмотренных работ "человек становится настолько одухотворённым, что можно подойти и целых полчаса с расстояния полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет".
Надеюсь, вышеприведённый пример вполне аргументированно и веско разъясняет тот феномен, который и составляет творчество группы "Нюанс", образованной в начале 1997 года. Зачем? - спросите вы. А низачем; просто посмотреть, что из этого получится. Пока получилось: выпустить эксклюзивный номерной сборник карикатур "НОТАБЕНЕ!", принять участие в программе "ЗВЕЗДНЫЙ РОЗЫГРЫШ", провести выставку юмористической графики "ИДЕЯ ФИКС" в галерее "8 СОВ", выставку карикатур "NEXT" в "Чаплин-клубе", выставку карикатур на международной конференции психотерапии, принять участие в чествовании группы "Лицедеи", представляя самую длинную книгу карикатуры в стране, устроить аукцион своих работ в ночном эфире популярной радиостанции и выпить значительное количество кружек пива и рюмок чая (теперь, надеюсь, вопрос, почему их трое, отпадает сам собой).
Я хотел бы особо подчеркнуть, что "Нюанс" крайне редко - только в случае острой необходимости! - занимается изображением конкретных личностей, или шаржами (которые часто - опять-таки, совершенно непонятно, почему - принято называть "дружескими"). Вот Александр Пушкин, например, написал как-то:"Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошнаго врага,
Приятно зреть, как онъ, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится;
Приятней, если онъ, друзья,
Завоетъ сдуру: это я!"
- во многом это краткая и могучая квинтэссенция творчества карикатуриста. Но - только с одной стороны; ведь мы любим Пушкина ("наше всё") не только за эпиграммы? Да, гениальный поэт не смог предвидеть, как неприятно автору "дерзкой эпиграммы" сегодня входить вечером в свой тёмный двор - но тем не менее, наш поэт (простите, "наше всё") смог предвидеть очень многое. Возьмите любую нынешнюю "презентацию", или "тусовку", как это принято называть, и посмотрите незашоренным взглядом - и вы увидите именно то, что Пушкин увидел как бы во сне - да ещё не в своём собственном (вот конспиратор-то!), а своей Татьяны:"Глядитъ она тихонько въ щелку,
И что же! Видитъ… за столомъ
Сидятъ чудовища кругомъ;
Одинъ в рогахъ с собачьей мордой,
Другой съ петушьей головой,
Здесь ведьма съ козьей бородой,
Тутъ остов чопорный и гордой,
Тамъ карла съ хвостикомъ, а вотъ
Полу-журавль и полу-котъ….
Ещё страшней, ещё чуднее:
Вот ракъ верхом на пауке,
Вотъ черепъ на гусиной шее,
Вертится въ красномъ колпаке,
Вотъ мельница въ присядку пляшетъ
И крыльями трещитъ и машетъ;
Лай, хохотъ, пенье, свистъ и хлопъ,
Людская молвь и конский топъ!"
- так что, почему художников, запечатлевших, вслед за нашим гениальным поэтом, абсолютно реальные картины действительности, называют "карикатуристами", мне не вполне понятно.
Их крупноформатные работы, выполненные в цвете ("осенившее" Виктора Богорада название жанра - artoon - мне лично очень нравится), определённо нельзя назвать "большими полотнами", но… но "есть нюанс", как говорится. Карикатурами нашпигованы тысячи журналов и газет, подчас - смешными, чаще - пошлыми или примитивными. То есть, карикатуристов-то много. Много! - но есть "Нюанс"…
...Когда порой одолеет грусть, я иду к ним - и мне становится весело. А иногда посмотришь на весёлые картинки - и какая-то легкая, светлая грусть одолеет... Умение писать между строк, познать некий неуловимо-глубокий смысл в одном нелепом жесте, выразить многое в сиюминутном - это вам, господа, не чёрные квадраты малевать, понимаашь: тут большой талант нужен...
И последнее: я всех троих очень люблю и уважаю - собственно, в силу этого, наверное, и был написан вышеизложенный текст.
Такой вот необязательный нюанс…
Иван Шишкин занимает почетное место в огромной сокровищнице русского искусства. Его часто называют человек-школа, лесной богатырь-художник, царь леса, а его популярность считается поистине легендарной и заслуженной. Если вы хотите больше узнать об этом человеке и его биографии, просмотреть хронологию жизни и ознакомиться с его работами, тогда наш сайт специально создан для того, чтобы предоставить вам такую великолепную возможность.
Публикация: 20-03-2002
Просмотров: 3549
Категория: ...Но есть нюанс!
Комментарии: 0