ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Умер Евгений КИБКАЛО

12 февраля 2003 года, в день своего рождения ушёл от нас прекрасный певец, выдающийся педагог и очень хороший человек Евгений Гаврилович Кибкало.

Для нас, его студентов, он был не просто учителем. Он был другом, товарищем, наставляющим нас не только в методике пения, но и в человеческом смысле. Мы учились у него искренности, прямоте, правильной оценке всего происходящего вокруг нас, доброте и отзывчивости. Это всё было в нём. Иногда он казался нам почти сверхчеловеком, ибо такого количества положительных качеств в простом человеке просто не бывает. В день смерти Евгению Гавриловичу исполнился 71 год.

Он прожил достаточно долгую и интересную жизнь. Родился в 1932 году в Киеве, но до своего совершеннолетия жил в деревне. При участии в хоре у него обнаружили голос (как тогда думали - бас) и отправили его для обучения в Москву. Сюда Кибкало явился в форме лётного училища, в котором учился на Украине - другой одежды у него просто не было. Его приняли в консерваторию в класс Ивана Назаренко. Приняли его как баса. Это было просто объяснить - у него был потрясающий низ. Так иногда, на уроках, он демонстрировал нам свободно берущуюся ноту "ля" контроктавы - не всякий бас сможет добраться до такой ноты.

К сожалению, несмотря на прекрасные человеческие качества Назаренко, педагогом он не был. Через год после того, как Кибкало попал в консерваторию, от Назаренко ушёл весь класс! Евгений Гаврилович попал в класс известного баритона Владимира Политковского, у которого и закончил консерваторию. Однако Кибкало всегда подчёркивал, что главным завоеванием этого педагога был перевод его в баритоны, но в отношении вокального мастерства - и тут он получил немного.

Дипломной работой в консерватории была партия Грязного в опере "Царская невеста" - с этой партией его взяли в Большой театр. Но ещё до диплома произошло счастливое событие в личной жизни Кибкало - он женился. Женой его стала также студентка Московской консерватории Марина Сергеевна Алексеева, колоратурное сопрано, ученица Марии Моисеевны Мирзоевой. Именно ей Мирзоева посвятила сборник своих вокализов для высоких голосов, считая её лучшей своей ученицей. Вскоре появились дети; именно дети - так как у них родились сразу две дочки-близнецы. Назвали их Машей и Аней. Помимо прочего, и этот факт помешал Марине Сергеевне сделать карьеру, соответствовавшую её голосу. В основном все заботы по финансированию молодой семьи взял на себя Кибкало.

Голос его, мягкий, ровный, красивый, с удивительным по чистоте и ровности микстом и фальцетом оказался крайне востребован в то время. Режиссёр Тихомиров, пришедший в Большой театр искать певца для озвучивания роли Онегина в своём фильме-опере, предпочёл кандидатуру Кибкало всем другим баритонам ГАБТа - несмотря на то, что эта партия у Евгения Гавриловича ещё не была готова, он доучивал её во время съёмок. Очень много Кибкало работал в жанре советской песни, советского романса. Здесь он добился огромной популярности. Многие романсы, записанные в его исполнении, остались эталонными для других певцов. Также высокий уровень мастерства проявился в операх Прокофьева "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке", в которых Кибкало исполнял главные партии. Его исполнение партий Андрея Болконского и Алексея Маресьева навсегда запечатлены в звукозаписи.

Однако несмотря на большой успех у слушателей, недостатки вокальной школы давали о себе знать. Начались проблемы с голосом, отмены спектаклей. Недавняя стажировка в Италии не принесла положительных результатов - переделка Баррой основных вокальных привычек и установок нанесла только вред голосу. Пение низких партий (Фигаро в "Свадьбе Фигаро" Моцарта) ухудшало состояние верхних нот. И вот, пришло несчастье - произошло кровоизлияние в связки, вызвавшее фиброму, которая постепенно переформировалась в певческий узелок. Юрий Гуляев порекомендовал Кибкало своего врача в Ленинграде, но тот произвёл операцию по удалению узелка неудачно, вырезав при этом кусок голосовой связки. Так Кибкало потерял голос.

Два года после этого Евгений Гаврилович проработал руководителем оперной труппы в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Однако постоянное обдумывание того, что он делал неправильно, того, что в своё время ему пытался втолковать Барра в Италии, привело его в консерваторию. Преподавая здесь с 1979 года, Евгений Гаврилович старался предостеречь нас от ошибок, сделанных им самим и научить петь так, чтобы при полной отдаче всё равно сохранить голос здоровым и свежим до конца карьеры. Он очень любил своих студентов и заботился о них, как о своих детях.

Евгений Гаврилович умер тихо, ночью, во сне. Но этому предшествовала очень тяжёлая борьба со страшной болезнью, овладевшей им больше года назад. Однако пока Кибкало имел силы ходить в консерваторию на занятия - он это делал. Когда сил для этого не осталось - он стал заниматься с нами дома, чтобы ни одного дня не пропало попусту. Последний раз со студентами он занимался за 6 дней до смерти. Уже не имея сил сесть за рояль, он говорил жене, какие упражнения нужно играть и также ясно и чётко давал указания к их исполнению.

Кибкало умер. Но для нас, его студентов, для его жены, детей, друзей он жив. И он будет жить в наших сердцах вечно.

© Андрей Пичугин.
При перепечатке переводов и информации просьба ссылаться на источник и ставить автора и создателей сайта в известность.
 
Подобрали ли вы уже имя для своего будущего, так сильно ожидаемого ребенка? Выбирайте имя ребенка по дате рождения - мы поможем вам в этом! Недостаточно просто выбрать имя малышу по его звучанию, по тому, насколько оно нравится вам самим. Нужно также учитывать и значение этого имени, а также и дату рождения малыша. Имя человека - это информационный код, в котором держится огромное количество информации о будущем этого человека! 

Публикация: 13-02-2003
Просмотров: 6625
Категория: Архив старого сайта
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.