Незабываемая Берта (воспоминания об Учителе)#5
Но я заметил одну очень любопытную вещь, которая происходит достаточно часто и в совершенно разных городах: иногда после концерта ко мне подходит какая-нибудь пожилая женщина, или мужчина, сделают несколько комплиментов, о чем-нибудь поговорят, а затем спросят: "Скажите, а вы случайно не у Маранц учились?".
- Да, конечно, но почему вы так решили?
- У вас очень красиво и органично звучит рояль, а кроме того - хороший вкус.
- Спасибо вам, конечно, за такие приятные слова, но красивого звучания рояля и хорошего вкуса добивалась не только Берта Соломоновна, но и очень много других корифеев фортепианной педагогики.
- Да, это все верно, но когда играют ученики Маранц, то всегда чувствуется ее неповторимый почерк, и сразу видна ее школа.
Школа Маранц... Странно, но почему именно сейчас, спустя много лет, я начинаю все больше и больше задумываться над этой фразой? Ведь очень хорошо помню, что когда Берта со мной занималась, то она никогда не говорила мне о том, что дает мне свою - какую-то особенную, индивидуальную и неповторимую школу, которую я должен пройти и закрепить. Она со мной просто занималась, всякий раз добиваясь какой-нибудь поставленной задачи, проходила со мной многие произведения разных стилей, эпох, объясняла, как это нужно все делать, играть и т. д. Ни о какой конкретной и заявленной системе преподавания речь вслух не велась. И тем не менее, мы говорим о школе Берты Соломоновны. Что же за этим стоит?
Как я понимаю, в выражении "школа", как правило, подразумевается некая выстроенная и продуманная система педагогических взглядов, проверенная и испытанная на историческом опыте предшествующего поколения, введенная в практику и прошедшая многолетнюю педагогичесую проверку на учениках, дающую конкретные положительные результаты, и продолжающая свое развитие в следующем поколении.
Таким образом, мы говорим о некоей индивидуальной педагогической концепции, претворенной в жизнь конкретными способами воплощения, а именно тем, что мы называем педагогическими принципами того или иного педагога. И конечно же, говоря о Б. С. Маранц, просто необходимо рассказать об этих самых методах или способах воплощения названных принципов в жизнь. Безусловно, что в своей педагогической деятельности Берта придерживалась единой линии в этих принципах, которые очень прочно впитали все ее ученики, и также претворяли в жизнь.
Что же это были за принципы? Поскольку я не являюсь профессиональным методистом-теоретиком, то буду рассказывать об этих принципах в той последовательности, в которой мне более удобно - возможно, нарушая единый исторический порядок, так сказать, и строгость изложения, принятые в учебниках по методике фортепианной игры, а также исходя лишь из собственного опыта многолетнего общения с Учителем.
1. Тщательное изучение и овладение текстом произведения, которое игралось в данный момент. Кроме этого, Берта требовала знать о композиторе практически все: жизнь, творчество, стиль той эпохи, и т. д. Причем неважно, что игралось - это могло быть произведение либо крупной формы: соната, концерт, фантазия и т. д., либо какая-нибудь "мелочь": пьеса, ноктюрн, экспромт, вальс - то есть, произведение малой формы. Так назыаемый дедуктивный метод изучения музыки - от общего к частному.
2. Ассоциативное мышление. Берта никогда не занималась только текстом или музыкой произведения, которое играл студент. Она всегда старалась расширить художественные горизонты, рекомендуя прочитать те или иные книги, обязательно ходить не только на фортепианные концерты, но также на симфонические, камерные, хоровые, оперные, даже театральные спектакли; посещать какие-нибудь художественные выставки живописи и скульптуры - словом, интересоваться другими видами искусства, являющимися, на ее взгляд, смежными по отношению к исполняемой музыке.
Например однажды, когда я на первом курсе играл Чайковского "На тройке", Берта вдруг спросила, а читал ли я пушкинские "Повести Белкина"? Потому что именно в рассказе "Станционный смотритель", как она считала, описываются весь этот тоскливый зимний пейзаж, дороги, кибитки... Далее, требуя нужную интонацию в начале пьесы, постоянно обращала внимание на то, что хоть и написал Чайковский произведение в мажорной тональности, но тем не менее, все должно быть пронизано грустным и тоскливым настроением в точности, как в четверостишье Некрасова:
"...Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!...
На сегодняшний день выбрать и приобрести бассейн intex достаточно легко и просто, даже не выходя из дома. Уже прямо сейчас вы можете посетить наш сайт, чтобы ознакомиться со спектром предложений и ценовой политикой. Заходите к нам, чтобы в кратчайшие сроки приобрести бассейн, который максимально соответствует вашим пожеланиям и требованиям. Мы специально работаем для вас, чтобы ваши мечты становились реальностью.
Публикация: 6-11-2005
Просмотров: 2676
Категория: Статьи
Комментарии: 0