"тройка, семерка, туз..."
Предлагаемый читателю материал - не рецензия, хотя и содержит детализированный обзор нескольких записей "Пиковой". Это и не культурологическое эссе, хотя и без этого в статье не обошлось, и не музыковедческий труд, хотя и имеет некоторые вкрапления практического музыкознания...
Своим человеческим, слушательским и музыкантским опытом с вами делится Юрий Шалыт. "Думайте сами, решайте сами..."
"Риголетто", "Снегурочка" и "Пиковая дама" - вот первые услышанные мною оперы. Из детских впечатлений в памяти остался старый зал Оперной студии ленинградской Консерватории, в те годы - трехъярусный, с уютными ложами и прекрасной акустикой, совсем не похожий на нынешнюю коробку. Тогда больше всего меня потрясла гроза из последней картины "Риголетто" и появление Призрака в "Пиковой". Но я хорошо запомнил и своего "первого" Германа - Виталия Ретюнского (о нем речь пойдет ниже). Музыка оперы вошла в мое сердце много позже, как-то совершенно неожиданно…
Воскресное утро. Я, свободный от посещения школы, "досматриваю последние сны" и вдруг, сквозь дрему, в сознанье пробиваются приглушенные звуки рояля из соседней комнаты. Слышу: в нижнем регистре, почти на одном звуке "бьются", словно наваждение, повторяющиеся репетициями ноты. К ним присоединились октавы басов, похожие на гулкие удары сердца человека, охваченного ужасом и смятением. И вдруг - появляется мотив: то ли плач, то ли стенанье "души, истерзанной мученьем"… он превращается в длинную, красивую мелодическую линию - ...и снова, возвращение на круги своя - сумерки души…
Я узнал эту музыку. В воображении мигом возникли декорации четвёртой картины "Пиковой дамы" из студийной постановки; я уже видел медленно отворяющуюся дверь и Германа с мерцающей свечой… Мне повезло: утро было светлым, солнце благодатно наполняло комнату, и наваждение быстро развеялось. "Ах да, - сказал я себе. - Ведь у мамы вечером концерт". Но страшная музыка еще долго звучала во мне…
В то время появились первые пластинки с записью "Пиковой дамы" в исполнении труппы Большого театра под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева. Вместе с записью я раздобыл статью Б. Асафьева из его "Симфонических этюдов" и впервые занялся, как мне казалось, изучением оперы Чайковского. Еще тогда меня поразило восприятие этой оперы Асафьевым как произведения, рожденного духом непостижимого Петербурга - города, наполовину реального и населенного призрачными существами, выдуманными гениальными писателями и поэтами. Порой и мне начинало казаться, что волнующая перспектива, открывающаяся со стороны стрелки Васильевского на Большую Неву, с ее набережными и многочисленными дворцами, есть ни что иное, как декорации какого-то необыкновенного оперного спектакля. Я верил, что за их фасадами могут реально существовать только персонажи российской истории и герои Пушкина, Гоголя, Чайковского.
Поэтому, когда открывался занавес и на сцене возникал уголок Летнего сада, появлялось ощущение происходящего на сцене, как сиюминутной реальности. Ведь в самом деле, только вчера я проходил мимо этой ограды, бродил по этим же аллеям, вот уже в которой раз любуясь беломраморными статуями, застывшими сейчас на сцене. И музыка, которая сейчас раздавалась из оркестровой ямы, тогда оживала во мне - и представлялось, что лишь стоит свернуть на соседнюю тропинку, как я увижу фигуры Томского и Германа…
Приглашаем Вас посетить сайт, посвященный творчеству популярной канадской певицы Аврил Лавин. На его страницах собрана самая подробная и популярная информация о ее жизни, творческих достижениях, номинациях и наградах. Кроме того, Вы в любое время сможете порадовать себя последним новостями об этой популярной певице и новым видео с концертов.
Публикация: 6-05-2004
Просмотров: 3425
Категория: Статьи
Комментарии: 0