ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Почему все Фигаро – там?#5

А один выпускник Ленинградской консерватории по фамилии Жеребцов, например, работает в лиссабонском оперном театре «Сан-Карло» артистом хора, и очень счастлив: хор считается лучшим в Португалии (поступают в него по конкурсу из нескольких туров, исполняя арии композиторов разных времен). Хормейстер Жоао Паоло Сантуш является превосходным музыкантом-пианистом (записавшим несколько дисков соло, а также и в качестве аккомпаниатора с певицей Терезой Берганца). Он ездит на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон», а если на репетиции он слышит фальшивую ноту, то немедленно швыряет стул в провинившегося хориста. Жеребцов доволен: консерваторская школа дала ему достаточную школу, чтобы не опасаться запущенного в него стула, а португальский климат позволил навсегда избавиться от мучавших его бронхитов. Опять-таки; профсоюзы, социальное страхование… Сегодня он, помимо работы в хоре, поёт небольшие партии в опере, выступает в концертах и, в плане социальном, вполне твёрдо стоит на ногах, испытывая то состояние, которое советская пресса когда-то приписывало каждому советскому человеку, то есть уверенность в завтрашнем дне.

Вот этого чувства, между прочим, как раз не хватает солистам-«свободным художникам». У них нет ни пенсий, ни социальных страховок; медицинскую страховку они также оплачивают из собственного кармана. Если после месяца напряжённых репетиций (далеко не всегда оплачиваемых) артист заболел, то денег он не получит: гонорар уйдёт тому, кто «спас» спектакль. Эффектные концертные платья тоже не берутся напрокат, а стоят они недёшево. «Где вы живёте?» – часто спрашивают журналисты; а оперной звезде порою трудно ответить. Представьте: полтора месяца на новой постановке, к примеру, в Сан-Франциско, затем – концерты в Лондоне, после чего другая постановка в Буэнос-Айресе, два концерта в Токио, запись в Голландии и вновь – всё сначала. Оперная звезда порой отправляется в турне с нешуточным количеством багажа, ибо после двух недель работы на юге Испании предстоит работа в заснеженном Торонто…

– «Необходимо просто место, где хотя бы можно было поменять чемоданы»! – сказал мне однажды Дмитрий Хворостовский, отвечая на вопрос: почему, мол, он, после неоднократных уверений, что уезжать из страны никуда не собирается, всё-таки перебазировался в Лондон. – «Понимаешь, подошёл в Москве однажды милиционер – из тех, что охраняли наш дом. И говорит: подари мне, мол, видеомагнитофон – а то у тебя скоро квартиру ограбят… Я еще удивился, сказал тогда: да как же её ограбят, если вы здесь круглые сутки дежурите? Приезжаю из очередной поездки – «обнесли» подчистую»… Впрочем, Дмитрий имеет и другие мотивации: Хитроу – крупнейший аэропорт с полётами практически во все города мира; Лондон – один из мировых культурных центров, где, никуда не уезжая, можно услышать за сезон всех самых известных исполнителей мирового класса. И, очередной раз оказавшись в Лондоне, он спешит за кулисы Королевской оперы Ковент Гарден, где, к его услугам, трудится немалое количество “коучей”-концертмейстеров самого высокого уровня.

…«Возвращение» – очень, при нынешней открытости общества, термин условный. Если говорить о возвращении для профессиональных выступлений, то подобных случаев немного. Обывательская природа «начальников от искусства» не позволяет им относиться к солисту, как к Артисту с большой буквы. «Как же; – думают они, – еще, казалось, вчера, ходил вокруг: выклянчивал роли, просил материальной помощи; работал за 140 рублей… И вдруг – “звезда”! Тыщи долларов ему подавай!» Правда, кое-какие положительные сдвиги в практике Мариинки уже появились: администрация уже нашла в себе силы установить стабильные рабочие отношения с Владимиром Галузиным, Гегамом Григоряном; вновь нормализовались контакты с Сергеем Лейферкусом… Но, помимо прочего, западный оперный бизнес работает, как часовой механизм: сценические, музыкальные репетиции, примерки костюмов, пробы декораций – всё расписано с точностью изощрённой партитуры. В России, естественно, работа идёт по принципу: «А, ничего…» или: «Давай!» – что практически неприемлемо для работающего в западной системе человека.

Публикация: 10-01-2001
Просмотров: 3696
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.