ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, или грустные заметки об оперной режиссуре#4

Среди тех удачливых коммерсантов, кто подвизается на ниве оперной режиссуры (имя им – легион!), всё меньше принято задумываться о национальной культуре, драматургии, исторической и художественной правде; о законах сцены, о темпоритме произведения; да даже о самой личности актёра, не говоря уже об актёрской технике – одним словом о театре вообще, ибо подлинный профессионал не может пренебречь ничем из названного… Нынче недостаток таланта традиционно заменяется эпатажем, а дефицит (или полное отсутствие) собственных оригинальных идей уже требует скандала. Это утверждение, справедливость которого сферой музыкального театра нисколько не ограничивается, как раз и является одной из тех немногих современных тенденций в искусстве, которые быстро, органично и безболезненно прижились и в России.

К примеру, стремительно “набирает обороты” стремление к наготе на оперной сцене. Многим, наверное, памятна богатая на абсолютно голых женщин и – о, российское целомудрие! – почти обнажённых мужчин постановка “Огненного ангела” в Мариинке. Я не стану предъявлять театру традиционное обвинение в “чернухе”; в конце концов, сегодня каждый старается привлечь зрителя самыми рельефными своими достоинствами… Главной “тенденцией”, или “течением” современного музыкального (да и не только!) театра стала тенденция к безнравственному эпатажу зрителя, законами театра никак не оправданному.

Если, например, в “Онегине” отечественные гении от режиссуры ещё стесняются (пока!) раздеть кого-нибудь из действующих лиц, то московский камерный театр “Геликон”, например, уже раздел… старую графиню в “Пиковой даме”. Правда, режиссёра Дмитрия Бертмана трудно упрекнуть в отсутствии чувства прекрасного: в виденной мною постановке графиню пела премилая особа, которой трудно было дать больше тридцати лет. Она была энергична и дышала здоровьем – и потому, видать, была обязана ещё и петь дуэт с Лизой – за полным отсутствием невесть куда сгинувшей Полины. Но к формам, пускай и не музыкальным, придраться было трудно. И не стоит упрекать творца в эпатаже! – статья “присяжной” критикессы, опубликованная впоследствии “Литературкой”, разъяснила: режиссёр просто старался… – ну конечно! – приблизиться к Пушкину так близко, елико возможно, или даже ещё ближе.

Таким образом, надо быть уж совсем буквоедом каким-то, чтобы корить талантливого режиссёра тем, что все его находки, хотя и происходят под аккомпанемент нескольких музыкальных фрагментов из “Пиковой” – тем не менее, отношение к бессмертному произведению Петра Ильича Чайковского имеют весьма отдалённое… Не досаждайте мастеру нелепыми ссылками на пушкинский текст, где Герман впервые встречается с Графиней, когда та достигла уже весьма преклонных лет – “старуха-графиня”, “осьмидесятилетняя карга”… А работа мысли?!. А идеи постановщика?!.

Беда многих современных режиссёров заключается в том, что они, будучи не в силах “просто” воплотить конкретное произведение, “улучшают и переосмысливают” его, стремясь к некоему мифическому “первоисточнику” – по рассеянности своей даже и не задумываясь о том, что именно оперная партитура и является для них как и тем пресловутым первоисточником, так и единственным руководством к действию. Не “Король забавляется” Гюго или “Дама с камелиями” Дюма, но “Риголето” или “Травиата” Верди; не проза Пушкина, но “Пиковая дама” Чайковского… А если кому-то уж так хочется, чтобы опера “Пиковая дама” начиналась словами: “Однажды играли в карты у Нарумова” – то чего, казалось бы, проще: написал себе либретто да и заказал новую оперу какому-нибудь композитору! Ведь “Отелло” Россини вполне благополучно сосуществует с одноимённой оперой Верди – равно, как и две “Богемы” Пуччини и Леонкавалло; потомки сами разберутся, какой из опер отдать предпочтение. Но нет! – лучше мы испакостим (виноват, “переосмыслим”) известное классическое произведение, дабы прокатиться, как школьник на трамвайной подножке, на гребне популярности широко известного шедевра. Современные режиссёры хорошо усвоили из истории, что даже самая гениальная опера при первом своём появлении на публике может с треском “провалиться”, как то случилось в своё время с “Травиатой” и “Кармен”; падкий же на комплименты творец всегда априорно рассчитывает на успех.

Публикация: 6-01-2001
Просмотров: 2818
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.