ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

КОНСЕРВАТОРИЯ#4

В отличие от других, кафедра симфонического дирижирования возникла лишь в советское время. Ее родоначальником был Николай Малько, вскоре покинувший Россию. Его сменил ученик - Александр Гаук, возглавивший большой класс. В архивах Консерватории есть фотография, на которой запечатлен класс Гаука: за роялем - Ш. Мелик-Пашаев с Н. Рабиновичем, а вокруг стоят будущие знаменитости: Е. Мравинский, Э. Грикуров, И. Мусин, И. Шерман и ряд других достойных дирижеров. Сейчас трудно представить, как могли проходить занятия при таком количестве учеников. По воспоминаниям, концертмейстеров-пианистов, имитирующих оркестр на уроках, не было - дирижеры за роялем обслуживали себя сами. Показывались шефу не часто, но зато просиживали в Филармонии многие часы на репетициях учителя и других европейских корифеев, в основном из Германии. А в то время в Ленинграде был пик гастролей выдающихся дирижеров: Клемперера, Кнаппертсбуша, Штидри, Абендрота. Их имена сейчас звучат, как легенда. Было чему поучиться… Грикуров, ставший аспирантом и ассистентом Ф. Штидри в Филармонии, рассказывал, что все обучение проходило в корректировке оркестровых партий, присутствии на репетициях и проводах шефа от гостиницы до Филармонии и обратно: "Может быть, что-то скажет…" Но именно благодаря пристрастным наблюдениям за работой гастролеров и сформировалась знаменитая "Система Мусина", как следствие обобщения ее автором опыта немецких мастеров. Но об этом ниже.

Заведующим кафедрой (до своей кончины в 1972 году) был Н. С. Рабинович. Хотя наибольшая педагогическая нагрузка была у Мусина, сменившего на педагогическом посту своих учителей: Малько, покинувшего Россию, и Гаука, переехавшего в Москву. Позже к нему присоединились Рабинович, Шерман, а в начале 60-х - Грикуров. Преподавал также один из первых учеников Мусина, добрейший Б. Тилес, внешне чем-то напоминавший Бруно Вальтера. У него, как правило, занимались люди из республик и наименее интересные студенты. Наверное, поэтому его шутливо называли "Вождем дирижерского пролетариата". Все, кроме Мусина и Тилеса, были активно функционирующими дирижерами, что было причиной некоего снисходительного отношения к Мусину.
Так сформировался костяк кафедры. Это было удивительное содружество коллег-друзей-сокурсников, почти однолеток, людей безгранично одаренных, остроумцев. Но некоторый элемент соперничества - особенно между лидерами кафедры - конечно, наличествовал. Конкурс желающих попасть к Мусину был неизменно выше, чем к Рабиновичу - хотя и у того, и другого были выдающиеся ученики. Было и соревнование методик - таким образом, обсуждения после экзаменов зачастую превращались в споры по поводу трактовок только что отзвучавших произведений. Это были споры титанов, творцов лучшей дирижерской школы в мире.
И в этом - безусловная заслуга Ильи Мусина. Своей жизнью и 70-летней (!) педагогической практикой он доказал, вопреки афоризму Римского-Корсакова, что дирижирование отнюдь не "темное дело" - это профессия, что изучение специфики дирижерской технологии также обязательно и необходимо, как и для инструменталистов - своей; что в мануальном поведении дирижера не должно быть ничего спонтанного. А главное - ему удалось обосновать взаимосвязь дирижерского жеста с музыкой, с оркестровой фактурой, создать систему "движений", способствующих "взаимопониманию" дирижера и оркестровых музыкантов. (Подробное изложение методики Мусина в нашем рассказе не совсем уместно, а потому - следуем дальше.)
На уроках он увлекался, много показывал во всегда переполненном, не только его учениками, но и студентами других факультетов, классе - ему так не хватало восторженной публики!
Бывали и забавные казусы. Не могу удержаться от рассказа о случае, происшедшем на уроке с сыном Маркевича, Олегом. Тот хорошо говорил по-русски, но владел общепринятым стандартным европейским словарем. Друзья Олега по общежитию изрядно обогатили его лексику, не всегда расшифровывая ту или иную идиому. Итак, Олег показывает Мусину фрагмент "Онегина", Илья Александрович делает ему замечание и слышит в ответ (перевожу в стандарт нормативной лексики): "Ну, Илья Александрович, это - фигня". Все замерли, девочки -концертмейстеры густо покраснели и опустили головы чуть ли не под рояль. Мусин (возвращаясь от пульта на своё место напротив) - невозмутимо: "Ну что, фигня, фигня, а выучить-то надо". Потом долгие годы после студенты поговаривали: "…а выучить-то надо"… Но долгожданное мировое признание пришло много позже.
 

Фото, картинки, фотообои для рабочего стола в различных разрешениях и совершенно бесплатно вы уже сейчас можете скачать на нашем специализированном интернет-ресурсе. Различные темы и сферы человеческой деятельности – природа, космос, спорт, авто, фильмы и другое – все это уже есть на нашем сайте в абсолютно доступном варианте для вас. Так что не теряйте время зря, заходите к нам и выбирайте именно те картинки и фотографии, которые действительно будут украшением вашего рабочего стола.

Публикация: 27-07-2003
Просмотров: 1706
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.