ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Оперетта - волшебная сказка суровых будней...

Классическая оперетта - красивая сказка с непременно счастливым финалом. Это не строгое определение жанра, но самое общее впечатление от праздника жизни (как обычно характеризуют оперетту). Ее герои всегда молоды, красивы, остроумны, а если они и грустят (какая же любовь не бывает без грусти), то недолго, и мы, поклонники оперетты, знаем, что с ними все будет хорошо. Во время спектакля нас не покидает прекрасное настроение: мы наслаждаемся мелодичной музыкой любовных сцен, восхищаемся зажигательными каскадами и смеемся над шутками незадачливых комических персонажей. В театр оперетты мы приходим отдохнуть и на время позабыть о прозе жизни.

Поэтому на спектаклях Ленинградского театра музкомедии конца 70-х годов, где мне пришлось служить, зал всегда был полон. В то время репертуар театра был разнообразен. Наряду с классическими названиями: "Королева чардаша", "Веселая вдова", "Ночь в Венеции", "Фиалка Монмартра", "Роз-Мари" - были мюзиклы, как зарубежные, так и первые отечественные (обязательные для советского театра) музыкальные комедии родных авторов Листова, Птичкина, Баснера, молодого композитора Лебедева, Баневича. Возможно, рассказ о театре даст нам возможность определить специфику оперетты и ее отличие от родственных жанров.
В то время художественное руководство театра осуществлял талантливый и изобретательный режиссер, ученик Товстоногова, Владимир Воробьев. Он, по сути дела, возглавлял театр. Главный дирижер театра Владимир Рылов был у него в подчинении. Иерархия была зафиксирована на афишах: имя режиссера Воробьева, как художественного руководителя музыкального театра, неизменно печаталось самыми крупными буквами. Это была традиция многих советских музыкальных театров тех незабвенных времен. Да и сейчас бывшим Малым оперным театром руководит именно режиссер, Гаудасинский.
У Воробьева не было музыкального образования, но у него была прекрасная интуиция, редкое ощущение формы сценического пространства. Пластический рисунок выразительных мизансцен в его постановках всегда соответствовал темпоритму музыки. Но вот беда: режиссер ненавидел классическую оперетту. И не скрывал этого.
Его давний режиссерский дебют состоялся в студенческом театре при Театральном институте на Моховой. Дипломной работой Воробьева стала постановка силами его однокурсников "Вестсайдской истории" Бернстайна. Шефом- руководителем постановки был руководитель курса Георгий Товстоногов. Мне повезло, я был на этом спектакле. Он не был копией нашумевшей бродвейской постановки, но, что вполне естественно, повторял многие его находки. Здесь имеет смысл сделать паузу в нашем повествовании и поговорить о мюзикле.
Мюзикл - сын оперетты. Но, в отличие от его родственницы, в мюзикле драматургическая основа не столь регламентирована. Оперетта - детище европейской театрально-музыкальной культуры. Мюзикл же, еще в раннем возрасте, в виде так называемой "балладной оперы" (помните классический сюжет "Оперы нищих"?) благополучно перекочевал из Старого Света в Новый, где и обрел свою зрелость на Бродвее. Сейчас ему всего чуть больше 60 лет.
Как правило, в основе сюжета мюзикла покоится апробированное временем литературное произведение. "Целуй меня Кэт" Портера, "Моя прекрасная леди" Лоу, "Вестсайдская история" Бернстайна - вот образцы классического мюзикла. У мюзикла есть определенное сходство с опереттой, внешние признаки, выдающие в них близких родственников. Но различий больше.
Драматургия оперетты шаблонна, она скроена по некоему трафарету. Ее персонажи типизированы, обязательны: любовная пара - лирические герои, параллельны им - простак и субретка, традиционна "возрастная" пара - комические старик и старуха, и просто некий комический персонаж. Это "маски" опереточного действа - наследство далекого театра площадей и улиц. Столь же типична и структура музыкальных номеров. Как правила, оперетта трехактна; диалоги, как и в комической опере, перемежаются с музыкальными номерами. А каждый из актов венчают хоровые финалы, как и в обычных классических операх. Драматургия мюзикла индивидуализирована. Она определяется добротной основой литературного первоисточника. В мюзикле "поэзия" царствует, а музыка оказывается добросовестной служанкой. Музыка в мюзикле может быть бесконечно выразительной, но она подчинена действию, она дополняет происходящее на сцене музыкальными комментариями в виде знакомых нам театрально-музыкальных форм: арий, ансамблей и даже развернутых массовых сцен.

Публикация: 29-08-2003
Просмотров: 2560
Категория: Статьи
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.