ГЛАВА 5. «КАКОЙ УЖАС, ДОРОГОЙ МОЙ!»
Каждую субботу в 14 часов радио транслировало какую-нибудь оперу из «Метрополитен».
Маэстро часто слушал эти передачи, и когда я приходил к нему в понедельник на репетицию, он сразу же начинал делиться своими впечатлениями. Как-то раз в опере, которая транслировалась по радио, пел и я. И едва я вошел к нему в кабинет, он сразу же набросился на меня:
– Иди-ка сюда, иди сюда и скажи мне, как вы могли, несчастные, петь с темпами этого дирижера? Ну как до него не доходит, что музыка – это совсем не его дело! Какой ужас, дорогой мой!.. Чем это кончится? Один Бог знает.
Я попытался было объяснить ему, что дело, наверное в плохой трансляции, но он, еще больше рассердившись, возразил:
– Может быть, дело и в этом, как ты пытаешься мне вкрутить, но темпы, темпы-то радио не может изменить!
Репетиции Аиды продолжались, и маэстро каждый день заставлял меня повторять всю партию, и точно так же повторяли свои партии и все остальные певцы. Горло так привыкло к партии, что она стала как бы моей второй натурой.
Однажды маэстро собрал нас всех и сказал:
– Ребята, через несколько дней состоится трансляция Аиды, дело идет к концу, поэтому пора кончать с ошибками, пора взяться за ум. Если что-то у вас не получается, скажите мне об этом.
В тот день он остался доволен репетицией. Сходя с подиума, маэстро споткнулся и упал. Я в испуге бросился к нему на помощь, но он отстранил меня и поднялся сам.
– Вот еще! – возмутился он. – Хоть мне и восемьдесят два года, я пока еще сам могу подняться!
Однажды маэстро вошел в студию с таким хмурым видом, что нас явно не ожидало ничего хорошего. Я шепнул стоявшей рядом со мной Нелли:
– Ну, сегодня будет буря!
– Придумай что-нибудь, Пино, – ответила она, – иначе мы пропадем!
Тогда я с улыбкой подошел к Тосканини и сказал:
– Маэстро, вы смотрели вчера вольную борьбу, видели, как чемпион Антонио Рокка расправился с этим гигантом – всего несколько ударов?
Тосканини посмотрел на меня. Наверное, он хотел сказать, чтобы я оставил его в покое, но, услышав про вольную борьбу, не удержался и ответил:
– А видел, какие прыжки делает этот Рокка? Какая ловкость! Он просто молодец, особенно ногами хорошо работает, никто не может сравниться с ним.
Тогда я продолжил:
– Маэстро, а может, и мы с вами поборемся?
Тосканини был страстным болельщиком вольной борьбы, классической борьбы и бокса, знал все правила и все хитрости. Когда во встрече наступал кульминационный момент, он волновался и живо переживал события. Он изумленно посмотрел на меня и потом ответил:
– Поборемся? Да, да, я тебе сейчас покажу, на что я способен! Будешь петь мне, как миленький, выход Амонасро.
Я получил сдачи, но маэстро улыбался, и все мы были довольны. Репетиция прошла превосходно, и маэстро, ко всеобщей радости, снова обрел хорошее настроение.
Когда маэстро бывал в хорошем расположении духа, я обычно просил его рассказать какую-нибудь интересную историю из его жизни. Он начинал ворчать:
– Ну, что тебе еще рассказать!..
Однако в конце концов всегда уступал моей просьбе.
Маэстро часто слушал эти передачи, и когда я приходил к нему в понедельник на репетицию, он сразу же начинал делиться своими впечатлениями. Как-то раз в опере, которая транслировалась по радио, пел и я. И едва я вошел к нему в кабинет, он сразу же набросился на меня:
– Иди-ка сюда, иди сюда и скажи мне, как вы могли, несчастные, петь с темпами этого дирижера? Ну как до него не доходит, что музыка – это совсем не его дело! Какой ужас, дорогой мой!.. Чем это кончится? Один Бог знает.
Я попытался было объяснить ему, что дело, наверное в плохой трансляции, но он, еще больше рассердившись, возразил:
– Может быть, дело и в этом, как ты пытаешься мне вкрутить, но темпы, темпы-то радио не может изменить!
Репетиции Аиды продолжались, и маэстро каждый день заставлял меня повторять всю партию, и точно так же повторяли свои партии и все остальные певцы. Горло так привыкло к партии, что она стала как бы моей второй натурой.
Однажды маэстро собрал нас всех и сказал:
– Ребята, через несколько дней состоится трансляция Аиды, дело идет к концу, поэтому пора кончать с ошибками, пора взяться за ум. Если что-то у вас не получается, скажите мне об этом.
В тот день он остался доволен репетицией. Сходя с подиума, маэстро споткнулся и упал. Я в испуге бросился к нему на помощь, но он отстранил меня и поднялся сам.
– Вот еще! – возмутился он. – Хоть мне и восемьдесят два года, я пока еще сам могу подняться!
Однажды маэстро вошел в студию с таким хмурым видом, что нас явно не ожидало ничего хорошего. Я шепнул стоявшей рядом со мной Нелли:
– Ну, сегодня будет буря!
– Придумай что-нибудь, Пино, – ответила она, – иначе мы пропадем!
Тогда я с улыбкой подошел к Тосканини и сказал:
– Маэстро, вы смотрели вчера вольную борьбу, видели, как чемпион Антонио Рокка расправился с этим гигантом – всего несколько ударов?
Тосканини посмотрел на меня. Наверное, он хотел сказать, чтобы я оставил его в покое, но, услышав про вольную борьбу, не удержался и ответил:
– А видел, какие прыжки делает этот Рокка? Какая ловкость! Он просто молодец, особенно ногами хорошо работает, никто не может сравниться с ним.
Тогда я продолжил:
– Маэстро, а может, и мы с вами поборемся?
Тосканини был страстным болельщиком вольной борьбы, классической борьбы и бокса, знал все правила и все хитрости. Когда во встрече наступал кульминационный момент, он волновался и живо переживал события. Он изумленно посмотрел на меня и потом ответил:
– Поборемся? Да, да, я тебе сейчас покажу, на что я способен! Будешь петь мне, как миленький, выход Амонасро.
Я получил сдачи, но маэстро улыбался, и все мы были довольны. Репетиция прошла превосходно, и маэстро, ко всеобщей радости, снова обрел хорошее настроение.
Когда маэстро бывал в хорошем расположении духа, я обычно просил его рассказать какую-нибудь интересную историю из его жизни. Он начинал ворчать:
– Ну, что тебе еще рассказать!..
Однако в конце концов всегда уступал моей просьбе.
Публикация: 3-03-2006
Просмотров: 3545
Категория: Я пел с Тосканини
Комментарии: 0