Правильное певческое дыхание
Систематическую работу со студентами над развитием дыхания Мария Ивановна подчиняла задачам образно-музыкальной выразительности пения. В статье «О высокой вокальной культуре» она писала: «Необыкновенно важное значение для певца имеет правильное дыхание. Собственно, в этом - альфа и омега вокального искусства. Недостаточно иметь хороший голос. Надо уметь петь, а умеет петь только тот, кто правильно дышит».
Развивая у своих учеников правильное певческое дыхание, Литвиненко-Вольгемут обращала особое внимание на высоту и качество звучания голоса, на точность интонирования и выразительность дикции. «Звук, являясь ярким, металлическим, должен быть в то же время округлым, собранным, прикрытым,- подчеркивала певица.- Большое внимание при пении упражнений или учебного репертуара я уделяю вопросу кантиленного звучания голоса. Я полностью согласна с изречением выдающегося педагога-вокалиста Ламперти: «Кто не поет легато, тот вовсе не поет» (кстати, методические принципы итальянского педагога Ф. Ламперти, сформулированные в его трудах, она очень высоко ценила и постоянно творчески использовала в своей педагогической работе. Т. Ш.). Невозможно без кантиленного пения высказать чувства, страсть человеческой души, невозможно убедить кого-нибудь в жизненности созданного вокального образа. Кантилена в пении - это один из могучих способов его влияния, убедительности и выразительности. Способность ученика петь легато я воспитываю с первых шагов его учебы. Одновременно я развиваю в пении портаменто. Пение портаменто содействует сохранению высокой позиции голоса при переходе с ноты на ноту и мягкости звука».
Публикация: 10-10-2010
Просмотров: 17309
Категория: Персоналии
Комментарии: 0