Истоки вдохновения певица
Все эмоциональное богатство родной песни - нежный лиризм, добродушный юмор, грозный трагизм борьбы с врагами, мужество исторических дум, жизнелюбие воплотились в вокально-актерском искусстве певицы. Она глубоко чувствовала своеобразие национального песенного исполнительства, черпая из народной песни вокальные краски для создания оперных образов, вбирая ее мудрость, силу, оптимизм. Вот почему так ярко зазвучали у Литвиненко-Вольгемут украинские партии в классических и советских операх.
Особенно любила Мария Ивановна свою Одарку, наделенную той же неисчерпаемой энергией, жизнерадостностью, искренностью, которые были свойственны самой певице. С 1927 года, когда она впервые выступила в роли Одарки на сцене Харьковского народного театра, она уже не разлучалась со своей героиней до конца сценической жизни. И партнерами ее всегда были прекрасные актеры, продолжатели национальных исполнительских традиций Н. Садовского и П. Саксаганского - сначала М. Донец, а затем И. Паторжинский, с которым она пела на многих оперных сценах, в спектаклях музыкально-драматических театров и даже в постановках самодеятельных коллективов (впервые она исполнила партию Одарки на оперной сцене в Харькове 6 февраля 1934 года).
Сейчас уже невозможно представить себе сценическую историю «Запорожца за Дунаем» без М. Литвиненко-Вольгемут в роли Одарки.
Что же нового внесла певица в трактовку этого классического образа, сценическое воплощение которого имело многолетнюю традицию?
Почти все предыдущие исполнительницы партии Одарки делали акцент на остро комедийных чертах характера героини, часто превращая ее в сварливую «водевильную» старуху. Так интерпретировала Одарку известная украинская артистка М. Малыш-Федорец в театре Н. Садовского в 1912-1914 гг.
Публикация: 10-10-2010
Просмотров: 2349
Категория: Персоналии
Комментарии: 0