Натура Ярославны в картине «Банкет у Петлюры»
Ее Ярославна впервые появлялась в картине «Сатана попался». Дородная, холеная, затянутая в военную кожаную куртку, перепоясанная ремнями, она выходила на сцену задумчивая, «как будто что-то видит перед собой» (ремарка автора). В небольшом ариозо (своеобразный внутренний монолог) Ярославна жалуется на свою горькую судьбу, грозно говорит о том, что должна обязательно найти убийцу мужа и отомстить за него. Быстрая смена настроений и чувств - неуверенность, удрученность, нервное возбуждение, жестокая решимость - вызывает частую смену метроритмической основы и темпа. Мелодический речитатив, насыщенный хроматизмами, увеличенными трезвучиями и септаккордами, целотонными ходами, с неустойчивой гармонической основой звучит неопределенно, как бы «потусторонне», без звукового вибрато и постепенно переходит в ритмически-организованную разговорную речь. Эту психологически сложную для исполнения сцену певица проводила с особой экспрессией, подчеркивая контрастность эмоциональных акцентов и динамических штрихов.
В напряженной сцене с Сатаной, когда Ярославна вдруг узнавала в пленном брата убийцы своего мужа, М. Литвиненко-Вольгемут постепенно, последовательно и внешне хладнокровно доводила своего собеседника до большого нервного возбуждения. Ненавистью и злорадным предчувствием расплаты окрашивался ее голос, когда она с «металлическим» оттенком исполняла интонационно и ритмически сложные речитативы, построенные на увеличенных трезвучиях.
Публикация: 10-10-2010
Просмотров: 2150
Категория: Персоналии
Комментарии: 0