ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Старые песни о главном - "по-оперному"

Старые песни о главном - по-оперномуДмитрий Хворостовский
"Свет берёз"
Старые песни о главном - по-оперному. Исполняется впервые.


Государственный академический камерный оркестр России
Константин Орбелян
Дмитрий Хворостовский - баритон
Ансамбль "Стиль пяти"
Песни советских композиторов

Label: DELOS
Catalogue Number: DE 3339
Released: July 2005
Audio CD
Number of Discs: 1 (65:43)

Летом хочется в отпуск. Скинуть чопорные туфли на шпильках, пойти на пляж, а главное - послушать вместо слегка поднадоевшей за сезон оперы чего-нибудь свежего и "неформального". Именно в поисках последнего и занесло меня в магазин с ностальгическим названием "Союзпечать", который торгует всякими глянцевыми женскими журналами, а также дисками лёгкой музыки, русского шансона и попсы.

Что ж, ищем... Маша Распутина с розой чайной отпадает сразу, Шуфутинский с Аллегровой тоже отдохнут пока. Дима Билан - лучшие хиты. Так, не знаю такого... Какое изобилие жанров, направлений, имён! На любой вкус, а вернее - на полное отсутствие оного.

Вот оно! Взгляд падает на коробку с диском, который я давно мечтала послушать - "Свет берёз". Поёт Дмитрий Хворостовский. Песни советских авторов. Впрочем, об этом может догадаться только сведущий слушатель: ни имён, ни фамилий композиторов и поэтов не указано. Прямо как в известном фильме - музыка народная, слова МВД.

Зато березы - в изобилии... Этакий набивший оскомину русский символ, только матрёшек не хватает. И несколько фотографий самого Хворостовского, отдалённо напоминающего бывшего солиста какой-то рок-группы. Этакий хиппи среднего возраста, но уже солидный. Живая иллюстрация к песне "Как молоды мы были", которой певец и открывает свою программу. Вообще-то предпочтения Хворостовский отдал нескольким авторам-песенникам - Пахмутовой ("Нежность", "Мелодия" и упомянутая "Как молоды мы были"), Соловьеву-Седому с его вечными "Подмосковными вечерами" и "Вечерней песней", Бабаджаняну, Богословскому, Хренникову, Яну Френкелю, Баснеру, Дунаевскому и даже Шостаковичу. Вся подборка выдержана в этаком патриотическом, гражданственном ключе и весь цвет российской песенной классики представлен на диске.

Что можно сказать? - в полку исполнителей эстрадной музыки не прибыло. Налицо не новый, а если быть точнее, ещё не совсем забытый старый имидж советского, с оперным образованием, певца. Коими были Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Иосиф Кобзон. Если бы Таня Овсиенко дебютировала в вердиевском репертуаре, то думаю, что результат был бы тождественен исполнению Хворостовским тех песен, которые представлены на диске. Я всё время задавалась вопросом - зачем всемирно известный баритон взялся за это дело? Опера наскучила? Захотелось чего-то свежего, неиспробованного? Заплатили хорошие деньги? Допускаю, что все три ответа могут оказаться верными.

Впрочем, моего недоумения они всё равно не разрешили бы. Слушая плоды творчества Хворостовского, не могла избавиться от нескольких ощущений. Первое: лёгкий такой иностранный акцент, которого никогда не было слышно ни у азербайджанца Магомаева, ни у эстонца Отса, ни у татарина Ибрагимова. Зато вот русский уроженец Красноярска Хворостовский имеет, в силу долгого проживания за границей, "явное проблем с русский языка". Ну ничего, бывает, хотя это вопрос элементарной культуры исполнителя.
Второе: не менее лёгкий, чем акцент, налёт снобизма - и в голосе, и в интонации, и в подаче материала. Дескать, вот снизошёл я до песен, слушайте, как я их исполню вам. Никакой простоты, которая так подкупала у Трошина, Утёсова, Бернеса - певцов, которые никогда не могли похвастать особыми вокальными данными, никакой задушевности, которая была так свойственна Магомаеву и Гуляеву, также оперным вокалистам, наконец, никакой особой музыкальности и естественности фразировки, как у Кобзона.

Первая же песня "Как молоды мы были", вызывает в памяти исполнение Александра Градского и явно не в пользу Хворостовского. Зато много пафоса, даже слишком много, пожалуй. Все 17 треков звучат как бесконечно длинная оперная ария, напыщенная и надоедающая уже минут через пять. Но я даю себе установку дослушать диск до конца - любопытство пересиливает. Итак, слушаю дальше.

Самыми провальными оказались песни из магомаевского репертуара - "Мелодия" и "Благодарю тебя". Во-первых, певец так и не смог избавиться от некоего подражания, которое неизбежно при исполнении таких хитов, которые прочно ассоциируются с голосом и манерой Магомаева. Сравнение явно не в пользу Хворостовского. Во-вторых, невесть зачем эти песни исполнены в псевдооперной манере, с "сажанием на кадычок", с дребезжащими вибрато там, где низковато, и с запредельными по безвкусности ферматами на верхних нотах.

"Московские окна" я вообще узнала с трудом, в чём вина и оркестра под руководством Константина Орбеляна. Впрочем, звучание коллектива никак нельзя назвать оркестровым - иногда оно напоминает какой-то второсортный трескучий ансамбль русских народных инструментов. Для такого репертуара лучше было бы пригласить "Мелодию" под руководством Гараняна или эстрадного дирижёра Горковенко, а не посредственного музыканта Орбеляна, который совершенно не чувствует песенного материала.

Закончила я прослушивание диска с одним желанием - вот дождусь спада жары, пойду в магазин с ностальгическим названием "Союзпечать" и поищу диски Магомаева и Градского. С теми самыми песнями советских композиторов. В качестве противоядия...
 

Публикация: 18-08-2010
Просмотров: 10817
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.