ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Liederabend Вальтрауд Майер

Liederabend Вальтрауд МайерFrauenliebe und -leben
Вальтрауд Майер, меццо-сопрано
Любовь и жизнь женщины
Песни Брамса, Шуберта, Шумана
Герхард Опиц, фортепиано.
Waltraud Meier, mezzo-soprano
Gerhard Oppitz, piano

Frauenliebe und -leben
Lieder by Brahms, Schubert, Schumann
Waltraud Meier, mezzo-soprano
Gerhard Oppitz, piano
Label: Red Seal BMG Rec. 1997 © 1998
Catalogue Number: 09026 68759 2
Released: August 21, 2001
Audio CD DDD
Number of Discs:1 (66:41)

Интеллектуальный жанр немецких Lieder никогда не выпадал из поля зрения немецких вокалистов: наряду с богатой оперной традицией в Германии и Австрии с давних пор существуют не менее значительные традиции камерного музицирования, в том числе и вокального. В последние десятилетия к его замысловатому языку активно пытаются приобщиться и вокалисты других национальных школ, в том числе и русской - циклы немецких песен нередко звучат и в наших концертных залах, более не являясь "терра инкогнита" для отечественных исполнителей. Однако немецкие певцы до сих пор по праву остаются непревзойденными интерпретаторами Lieder, к вершинным прочтениям которых, безусловно, можно отнести трактовки таких вокалистов как Элизабет Шварцкопф, Дитрих Фишер-Дискау, Криста Людвиг и др.

Причины этого, вероятно, следует искать в особенностях немецкой вокальной школы, столь отличной от других европейских традиций (романской, славянской): если во все более интернационализирующемся жанре оперы опусы Моцарта, Вебера, Вагнера, Штрауса более не вотчина только австро-германских вокалистов, то Liederabend по-прежнему имеет высокие национальные барьеры для проникновения и обретения в нем собственной неповторимой индивидуальности, в то же время консонансной стилю и атмосфере жанра.

Разумеется, не проходит мимо такого лакомого куска и Вальтрауд Майер - на сегодняшний день, пожалуй, самая знаменитая и востребованная в мире немецкая певица. В 1980-90-е годы, на которые приходится золотое время ее карьеры, Майер главным образом прославилась своими свершениями на оперных подмостках Мюнхена, Вены, Байройта, Милана, Парижа, Нью-Йорка - весьма техничная вокалистка с необычайным, переходного (от меццо-сопрано к сопрано драматическому) типа голосом, в то же время - прекрасная актриса тонкого психологического чутья; она покорила европейскую, американскую и японскую публику, прежде всего, своими вагнеровскими работами, к лучшим из которых по праву принадлежат такие ее героини как Зиглинда, Кундри, Изольда, Ортруда. Не замыкаясь в рамках национальной музыкальной драмы, певица сумела сказать свое веское слово и в итальянской опере (ее Амнерис, Эболи, Сантуцца по меньшей мере интересны), совершала экскурсы в не столь уж часто звучащую на Западе русскую оперную музыку (Иоанна в "Орлеанской деве" Чайковского), с немалым успехом штурмовала и опусы ХХ века (выдающееся исполнение партии Марии в "Воццеке" Альбана Берга).
Лишь во второй половине 90-х Майер не эпизодически, а основательно посвящает часть своего творческого времени камерному исполнительству, обратившись к богатейшему пласту немецкой вокальной лирики. Итогом этих размышлений стал данный альбом с миниатюрами Брамса, Шумана и Шуберта, а также обширная концертная программа, которой певица, на время покинув оперные подмостки, полностью посвятила сезон 2003-2004 годов и с частью которой московские слушатели могли познакомиться на относительно недавнем рецитале певицы в Большом театре.

Как и положено, в основе Liederabend'а - не голос, но интеллект. Прежде всего это явственно уже из самой подборки программы, объединенной заголовком шумановского цикла: чувства, размышления и судьба женщины волнуют певицу более всего, им она и посвящает свое мастерство. Любование собственно звуком Майер в некоторой степени позволяет себе лишь в откровенно чувственных Цыганских песнях Брамса (дорожки 1-8): хотя явная "цыганщина" в этом цикле не столь очевидна, как, скажем, в наипопулярнейших Венгерских танцах композитора, тем не менее, игривая стихия, иногда кокетство, лукавая улыбка, но чаще огневой вихрь, бесспорно, доминируют здесь, и певице изрядно удается передать эти оттенки, через все восемь миниатюр пронося образ молодой цыганочки с ее нехитрыми жизненными установками.
Особенно впечатляюще квинтэссенция этого образа представлена у Майер в "Roeslein dreie in der Reihe" (дорожка 6), где прозрачным, облегченным сопрановым звуком певица заявляет идейную суть своей героини: жизнь без любви, в одиночестве - греховна.

Знаменитый шумановский цикл, название которого вынесено на обложку, звучит у Майер исповедально и оттого бесконечно искренне. Поскольку основная (и по сути единственная) идея цикла (глубокая сосредоточенность героини исключительно на ее избраннике) весьма спорна, и скорее отражает представление мужчины середины позапрошлого столетия о сути женской натуры, нежели реальное исследование женской души, Майер рисует прежде всего безгранично любящую женщину, делая явный упор на первом слове в названии произведения: певица сумела найти в своем голосе широкую палитру трепетных и нежных интонаций-полутонов, адекватно передающих как тихий восторг любимым человеком на протяжении семи миниатюр, так и иссушающую душу печаль от утраты в финале.

Из шубертовских песен настоящим шедевром у Майер выходит гётевская "Гретхен за прялкой" (дорожка 22): не утрачивая чувства меры певица в скорбных ламентациях достигает степени экзальтированной иступленности от разлуки с любимым, неизбывной скорби, туманящей рассудок, в то время как повторяющийся куплет рондо, имитирующий унылое жужжание прялки, спет с безжизненной отрешенностью, перекликающейся с главной идеей цыганских песен в начале альбома: без любви жизнь женщины немыслима.

© Александр Матусевич, 2005.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
 

Сегодня практически каждая конструкция нуждается в гидроизоляции. А особенно, если речь заходит о сооружениях, которые находятся под землей. Тогда гидроизоляционные материалы для фундамента станут просто незаменимы, ведь позволят вам надежно защитить строительные материалы от воздействия влаги. Если вы хотите приобрести такую продукцию, вы всегда можете обратиться к нам. Детальную информацию уже сейчас можно получить на нашем сайте.

Публикация: 10-06-2010
Просмотров: 4667
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.