ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Богуслав Мартину - знакомое имя!..

Богуслав Мартину
"Жюльетта"
Martinu Bohuslav
Juliette


Eva-Maria Westbroek, Johannes Chum, Eberhard F. Lorenz, Matteo de Monti, Richard Salter,
Adalbert Waller, Susanne Reinhard, Valentina Kutzarova,
Astrid Monika Hofer, Hanna Fahlbusch-Wald, Sulie Girardi, Burkhard Ulrich.

Bregenzer Festspielchor.
Wiener Symphoniker.
Dirigent Dietfried Bernet.

Богуслав Мартину
"Жюльетта".
Эва-Мария Вестбрук, Иоганнес Хум, Эберхард Ф. Лоренц, Маттео де Монти, Ричард Солтер, Адальберт Валлер, Сюзанна Райнхард, Валентина Кутцарова, Астрид Моника Хофер, Ханна Фальбуш-Вальд, Сюли Жирарди, Буркхард Ульрих.
Хор Брегенцского фестиваля
Венский симфонический оркестр
Дирижер - Дитфрид Бернет.

Label: ORF Rec. 2002 © 2003
Catalogue Number: VMS 106
Audio CD
Number of Discs: 3 CD (47:22 + 68:32 + 37:16)

Творчество чеха Богуслава Мартину не отнесешь нынче к наиболее популярной и часто исполняемой академической музыке, хотя уже при жизни композитор пользовался заслуженной славой по обе стороны Атлантики. Еще в меньшей степени это можно сказать о его девяти операх, которые не стали репертуарными даже на родине Мартину. Тем отраднее, что обращения к ним все же изредка случаются - поскольку, безусловно, творчество композитора в области музыкального театра представляет не меньший интерес, чем его симфонические опусы. Последнее такое обращение - "Жюльетта", любимое детище автора, вершина его оперного творчества, поставленная два года назад на фестивале в Брегенце и записанная на компакт-диски с нескольких спектаклей.

Впервые эта опера увидела огни рампы в 1938 году в Пражском Национальном театре, после чего в течение двадцати с лишним лет к ней не обращались в силу разных причин. Сначала - немецкая оккупация и отъезд Мартину (сначала в Париж, а позже в США), вторая мировая война, затем война "холодная", своеобразной жертвой которой явился и композитор - для коммунистических властей Чехословакии он был эмигрантом, а для охваченной антикоммунистической маккартистской истерией Америки - потенциальным "агентом Москвы". И лишь за полгода до его смерти, в 1959 году, "Жюльетта" была вновь поставлена в Висбадене (этой постановкой пожилой маэстро был крайне разочарован), для чего был сделан перевод либретто на немецкий язык. Именно в немецкоязычной версии и осуществлена брегенцская постановка 2002 года.

Сам Мартину считал "Жюльетту" одной из своих важнейших и совершенных работ, квинтэссенцией его музыкальных воззрений, выработке которой предшествовали долгие годы мучительных исканий собственного стиля, названного композитором в автобиографии, написанной в 1941 году, "новым лиризмом". Как и классическая лирическая опера XIX века, этот стиль ставил во главу угла переживания человека, его внутренний мир, но - в отличие от традиционного лиризма - шел дальше, углубляясь в подсознание индивидуума, вскрывая какие-то неведомые, сокровенные пласты психики.

Стилистика "нового лиризма" в области музыкального театра требовала и новой литературной основы, замешанной на психоаналитических концепциях, зачастую полной сюрреалистических фантасмагорий. Такова и пьеса Жоржа Нево, положенная в основу либретто "Жюльетты": поэтическая фантазия, погружающая главного героя в мир сновидений и нереализованных доселе желаний, полностью в конечном итоге им овладевающий и лишающий чувства реальности.

Мишель, продавец книг из Парижа, возвращается в маленький прибрежный городок, где он был несколько лет назад проездом и слышал из открытого окна одного дома пение прекрасного женского голоса.
Однако с жителями городка происходят какие-то странные метаморфозы - они живут только текущим моментом, сегодняшним днем, не помня своего прошлого и не думая о будущем. Напротив, Жюльетта, которую Мишель никогда не видел и чей голос так его влечет, встречает его так, будто знала всю свою жизнь. Их любовный диалог в лесу прерывается пистолетным выстрелом, после чего Жюльетта исчезает.
Блуждая по городку в поисках возлюбленной, Мишель сталкивается с чередой нелепостей этого ирреального места и в конечном итоге оказывается в так называемом "бюро сновидений", клиентом которого он, оказывается, и является.
Но когда герой окончательно решает вернуться в реальный мир, он вновь слышит призывный глас своей Жюльетты и опять оказывается на центральной площади прибрежного городка. Круг замыкается, и мы оказываемся в самом начале оперы.

Музыка произведения представляет собой крепкий орешек для исполнителей. Нельзя сказать, что она архисложна, "неподъемна" (подобно более поздним авангардным опусам): несмотря на свою сюрреалистическую основу, она напоена славянским и французским мелосом; монологи, хотя и не представляют собой классических арий, обладают имманентной закругленностью, а любовный дуэт главных героев однозначно перекликается с самыми волнующими страницами французской лирической оперы.

Однако, следуя логике литературного первоисточника, композитор создал во многом "дискретную" музыкальную ткань, в которой лейтмотивы по большей части эпизодических героев как бы появляются ниоткуда и уходят в никуда, и только одно состояние передано с удивительным постоянством - бессмысленности и необъяснимости всего происходящего.

Собранная в Брегенце команда вполне "на короткой ноге" со столь непростым музыкальным материалом. И первое место в этой весьма симфонизированной по языку опере принадлежит Венскому симфоническому оркестру и дирижеру Дитфриду Бернету, которым удалось не просто озвучить сложнейшую партитуру, но нарисовать то самое зачарованное состояние - не то ирреальную "действительность", не то сновидения главного героя.

Безусловно, интересны исполнители центральных партий - лирико-драматическое сопрано Эва-Мария Вестбрук (Жюльетта) и тенор Иоганнес Хум (Мишель), обладающие молодыми свежими голосами красивых тембров. Отрадно и то, что на все эпизодические роли подобраны достойные вокалисты, что превращает знакомство с раритетным произведением чешского мастера в ничем не омраченную череду открытий.

© Александр Матусевич.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
 

Если у вас процветающая фирма и вы хотите, чтобы ваши сотрудники знали об этом, то вам стоит посетить именно наш сайт для того, чтобы получить возможность заказать корпоративный фильм. На нашем сайте вы найдете возможность получить не только качественную помощь относительно  заказа и изготовления необходимых видеоматериалов исходя из ваших кинолент, но и получить хорошую консультацию относительно вариантов такого изготовления.

Публикация: 5-06-2010
Просмотров: 3986
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.