ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Открытый заново Юсси Бьёрлинг

Открытый заново Юсси БьёрлингCarnegie Hall Recital, September 24, 1955
Фредерик Шаувекер, фортепиано.
"Заново открытый Бьёрлинг"


Юсси Бьёрлинг, тенор
Концерт в "Карнеги-холл" 24 сентября 1955 года
Label: RCA Red Seal
Catalogue Number: I418563
Released: September 9, 2003
Audio CD ADD
Number of Discs:1

Фирма "BMG" в своей знаменитой ретроспективной серии "RCA Red Seal" представляет запись одного из многочисленных концертов Юсси Бьёрлинга - всемирно известного шведского тенора, расцвет чьей карьеры пришелся на 1930-50-е годы.

Как известно, на протяжении всего творческого пути, начавшегося необычайно рано, певец большое внимание уделял концертной деятельности - несмотря на выдающиеся свершения на оперной сцене, где артист дебютировал в девятнадцатилетнем возрасте в моцартовском "Дон Жуане" (партия Дона Оттавио; Королевская опера, Стокгольм), как музыкант Бьёрлинг сформировался именно на концертной эстраде, поскольку с раннего детства участвовал в семейном вокальном квартете, возглавляемом его отцом Давидом (также известным в свое время тенором и первым педагогом Юсси) и пользовавшимся широкой популярностью в Швеции. Интенсивную концертную деятельность Бьёрлинг не оставлял и в те годы, когда, казалось бы, все его внимание было сосредоточено на крупнейших оперных сценах мира, где он был желанным гостем вплоть до своей внезапной кончины, трагически оборвавшей одну из самых звездных карьер в музыкальном мире (певец не дожил нескольких месяцев до своего полувекового юбилея).

Концерт в "Карнеги-холл", состоявшийся сентябрьским вечером 1955 года, - документ эпохи, позволяющий нам услышать 44-летнего шведского певца в зените славы и творческой формы. Программа вечера выстроена в соответствии с каноном, который сам Бьёрлинг постепенно выработал за много лет выступлений в камерном жанре - сначала камерные произведения немецких авторов (Бетховен, Шуберт, Рихард Штраус, Брамс), затем несколько оперных хитов ("Дон Жуан", "Федора", "Кармен", "Манон"), следом родная певцу скандинавская музыка (Григ, Сибелиус, Сьёберг), в финале вновь "ударные" итальянские арии и песни ("Сельская честь", "Тоска", "Андре Шенье", "Богема", песни Тости), на бис - что-нибудь родное для публики (на этот раз песня Стивена Фостера "Jeanie with the Light Brown Hair").

По современным представлениям подобная программа - музыкальный винегрет без какого-либо внутреннего содержания, апофеоз тенорового самолюбования, когда напоказ выставлено все "самое-самое" с целью в очередной раз убить наповал и без того взвинченную до предела ожиданием явления суперзвезды публику. Однако, если посмотреть на это под иным углом, то скорее следует признать в Бьёрлинге тонкого психолога, умеющего работать с публикой, и в некоторой степени просветителя - исполняя сравнительно редкозвучащие камерные произведения он расширяет ее кругозор, приобщает к новому, в то же время, перемежая программу шлягерами, он не позволяет ускользнуть ее вниманию, интересу, дает "отдохнуть" ушам неофитов, а знатокам предлагает новое прочтение давно известного.

Кроме того нам, в эпоху стилевой специализации большинства вокалистов, небезынтересно услышать как певец справляется со столь разноплановой музыкой "в один присест". Надо признать, что справляется блестяще: Бьёрлинга можно назвать своеобразным "хамелеоном стиля", певцом универсального стилевого чутья, настолько свободно он переходит от немецких Lieder к веристским рыданиям, от философичных скандинавских медитаций к изящным французским ариям.
В одном концерте звучат произведения на шести языках - не сомневаясь (хотя и не имея возможности оценить) в эталонности исполнения носителя языка на шведском и близком ему норвежском, безусловно, склоняешь голову перед той естественностью, с какой Бьёрлинг поет на чужих ему итальянском, немецком, французском и английском.

На диске концерт представлен полностью, без купюр (с оными он уже издавался ранее), с многочисленными бисами не только в финале, но и в середине рецитала, с продолжительными аплодисментами, с репликами самого Бьёрлинга, обращенными к публике по-английски - все это позволяет почти физически ощутить незабываемую атмосферу, царившую в "Карнеги-холл" почти полвека назад.
Трудно даже выделить что-то более или менее удачное в этом выступлении - настолько ровно, свежо и эмоционально звучит голос "от А до Я", демонстрируя одновременно феноменальную технику и проникновенное пение. Скорее, следует просто отметить единственный раз спетую именно на этом концерте арию "Il mio tesoro" из моцартовского "Дон Жуана" (несмотря на то, что певец дебютировал в этой опере, данную арию он никогда не пел в театре, поскольку в постановке Стокгольмской оперы она была купирована; дорожка 10), раритетные песни Грига и Сибелиуса (дорожки 14-18), где голос Бьёрлинга расцветает каким-то необыкновенным, нордическим светом, и быть может, "Come un bel di Maggio" из джордановского "Шенье", спетую с бесподобным накалом чувств (дорожка 25).

Достойным партнером вокалиста выступает его постоянный во время американских гастролей аккомпаниатор Фредерик Шаувекер - чуткий и изящный в камерных произведениях и по-оркестровому полнозвучный в оперных фрагментах.

© Александр Матусевич, 2005.

Призрачный комментарий:
Юсси Бьёрлинг, столь преждевременно покинувший этот мир в 1960 году в возрасте всего сорока девяти лет, ушёл в полном расцвете своей вокальной техники, не изменявшей ему в течение тридцати лет.
Этот концерт, записанный за пять лет до кончины певца, представляет шведского тенора в полном блеске его вокальной и творческой формы; он равно восхитителен как в камерном репертуаре, так и в оперных ариях.
Кажется, что для Бьёрлинга нет пределов ни в вокальных жанрах, ни в характере голоса - насыщенный, яркий и в верхнем, и в нижнем регистрах, он поражает своими бесконечными и нежнейшими филировками и мощью своего форте в драматическом репертуаре.
Неповторимая атмосфера "живого" концерта с бисами, аплодисментами, общением Бьёрлинга с публикой, плюс великолепный ремастеринг оригинальных плёнок, разительно отличающийся по качеству от прошлых сборников тенора, выпущенных на СиДи - одно это должно побудить любителя оперы и вокального искусства купить или "достать" этот диск.

© Призрачный обозреватель Кончита Миллер 
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
 
Объединенные Арабские Эмираты давно привлекают на отдых россиян, особенно в зимнее время года. Ведь туры в оаэ в январе - это уникальная возможность посреди суровой темной зимы вдруг попасть в совершенно иную страну, в теплый солнечный климат, получить глоток вожделенного лета с купанием в море, пляжем, с интереснейшими экскурсиями, с возможностью получит множество оздоровительных процедур в самый разгар зимы! 

Публикация: 21-05-2009
Просмотров: 2894
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 2

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
#1 написал: jankel (19 апреля 2011 15:47)
каб жив сейчас был Бьёрлинг Юсси,
вокальный мир весь был бы в плюсе!
А как он озвучил "Манини",
не слышал такого в помине!
Бог взял его в самом расцвете,
Чтоб слушать, видать, на том свете!
Стих голос великий в зените,
Великий талант помяните!
#2 написал: громов гурий (23 апреля 2011 22:40)
когда я приобщился к интернету,то всё вдруг изменилось в
моём вкусе: я понял,выше тенора и нету,как тенор величай-
ший бьёрлинг юсси! всех голосом он чудным услаждал.и
тонким музыкальным своим слухом, что рано он умрёт, никто не ждал, так пусть земля артисту будет пухом!

талант его сметал границы, и жаль что много не успел,
Ведь умолкали даже птицы, когда божественно он пел!
Они его не прерывали, смолкали иволги, дрозды,
Чем безусловно признавали, победу оперной звезды!
Его чудесные рулады, ласкали уши, душу, плоть!
О нём слагалися баллады: ведь так ни спел бы сам Господь!