Дебютный альбом Анны Нетребко
Дирижер - Джанандреа Нозеда
Венский филармонический оркестр
OPERA ARIAS
Performer: Anna Netrebko
Label: Deutsche Grammophon
Catalogue Number: 4746402
Released: November 3, 2003
Audio CD DDD [SACD]
Number of Discs:1
Свой первый сольный диск восходящая российская оперная звезда, мариинская (а теперь больше международная, поскольку на родной сцене показывается все реже и реже) красавица Анна Нетребко целиком посвятила любимому жанру и западным композиторам - альбом составлен сугубо из оперных арий (причем шлягеры сочетаются с более изысканными и редкозвучащими произведениями) от Моцарта до Пуччини.
Такой выбор в целом оправдан: Нетребко сегодня "набирает очки" преимущественно в опере и главным образом на Западе, где для ее нехарактерного для русских певиц голоса (согласитесь, моцартовская и белькантовая специализация - редкость для отечественных вокалистов) уготована судьба вдали от национальных шедевров - да и то, вправду сказать, кроме Глинки и Римского-Корсакова мало кто из русских композиторов серьезное внимание уделял колоратурным сопрано.
В то же время сам подбор программы несколько удивляет - никакой логики, никакой композиционной завершенности здесь не просматривается: похоже, певица исполняет то, что у нее на сегодняшний день лучше получается. Для дебюта это, быть может, и приемлемо - что называется, показать товар лицом, но в дальнейшем такой подход может сослужить плохую службу - в эпоху интеллектуального пения, стилевых поисков, аутентичности принцип винегрета вряд ли свидетельствует о мышлении вокалиста экстракласса. К слову, на те же мысли наводит и внешнее оформление диска: "прекрасная Анна" предстает в обличье Карменситы или, в крайнем случае, игривой моцартовской Церлины, хотя ни одна из исполненных арий не имеет ничего общего с указанными типажами.
На всех девяти треках Нетребко демонстрирует виртуозный, отшлифованный, почти совершенный вокал - даже при самом критическом настрое едва ли удастся отыскать сколько-нибудь значимые изъяны с точки зрения певческой технологии: голос ровный, пластичный, объемный на всем диапазоне (к великому счастью - ничего общего с весьма распростраенной у колоратур "канареечной" манерой), достаточно плотный в драматических кульминациях и изящный, искристый в вокальной эквилибристике. В то же время порой за этим стремлением к "технологическому" совершенству теряется индивидуальное в исполнении - все красиво, академически округло, но не всегда эмоционально выпукло. Возможно, именно в этом некий фирменный стиль певицы - исполнение несколько дистанцированно от сюжетных коллизий, слушателю предлагается гедонистически наслаждаться красотой совершенной музыкальной линии, лишь изредка показывая краешек эмоционально-психологической "подкладки" произведения. Может быть, здесь угадывается особое чутье певицы, ее сознательное или неосознанное желание идти в ногу со временем: увы, современный театр более не рассматривает оперу как жанр больших и реальных (при всей его условности) страстей, а все чаще как дизайн-проект или подобие окостеневшей (и потому мертвой) чайной церемонии. Отсюда - некоторое одноообразие диска, дефицит в палитре состояний, когда героини мало чем отличаются одна от другой: все прекрасны, но, увы, одинаково прекрасны.
Тем не менее, слушая диск, безусловно очаровываешься одним из прекраснейших голосов современности и отмечаешь вокальные удачи. Несомненно, к ним принадлежат две моцартовские арии из "Идоменея" (Илия) и "Дон Жуана" (Донна Анна): завораживает изящество и грациозность исполнения, а также то удивительное соответствие голоса певицы представлениям о собственно идеальном моцартовском голосе. Наравне с моцартовскими к очевидным удачам стоит отнести и белькантовые арии ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти и "Сомнамбула" Беллини): здесь прежде всего слышно отличное владение дыханием, благодаря чему кантилена получается полнокровной и естественной.
Французские арии ("Бенвенуто Челлини" Берлиоза, "Манон" Массне и "Фауст" Гуно) отличает попадание в стиль лирической оперы, где мелодическая красота при всем своем богатстве должна несколько отступить перед вниманием к слову и, как следствие "нефранкофонности" вокалистки, аутентичности произношения: Нетребко помнит об этом и относится с пиитетом. Из франко-итальянской подборки несколько выбивается "Гимн луне" из дворжаковской "Русалки", которую привычней слышать в исполнении более плотного голоса: однако, в данном случае певице удается подчеркнуть инфернальную, "русалочью" сущность своей героини, что, безусловно, дает несколько иную трактовку образу, быть может, не со всем согласующуюся с замыслом композитора, но, несомненно, оригинальную.
Венские филармоники под рукой опытного, но пресноватого "итальянца в России" Джанандреа Нозеды выступили чуткими аккомпаниаторами певицы, уловив ее стиль и не поражая широтой палитры эмоциональных красок.
© Александр Матусевич, 2005.
Призрачный комментарий:
Я позволю себе не согласиться с автором очень понравившейся мне рецензии по некоторым пунктам.
Во-первых, определение "колоратурное сопрано", на мой взгляд, не вполне применимо к певице: скорее, субреточное сопрано Нетребко, из-за выбора ею многих партий лирического или даже спинтового (Наташа в "Войне и мире" или представленная на диске "Русалка" Дворжака) характера теряет лёгкость и техническую свободу в верхней части диапазона; свидетельством этому служит её высокое "ре" ("Бенвенуто Челлини"), неблагополучное даже в записи - хотя, надо отдать Нетребко должное, с белькантовыми фрагментами, представленными на диске, она справляется вполне достойно.
А вот в Мюзетте слышен типичный для российских вокалистов "грешок": этакий "заглоченный", "перекрытый" звук, который ну очень трудно ассоциировать с настоящей колоратурой.
Французское произношение певицы небезупречно и порой забавно, и я разделяю недоумение автора рецензии по поводу записанной программы, которая своей "пестротой" напоминает "концерт по заявкам" пресловутой эпохи застоя.
И я бы не сказала, что почувствовала даже не "удивительное", а хоть какое-то "соответствие голоса певицы представлениям о собственно идеальном моцартовском голосе" - скучная, стерильная и просто "никакая" Донна Анна, на мой взгляд, наносит ущерб не только одному из довольно загадочных персонажей "Дон Жуана", но и не добавляет положительных черт к портрету Анны Нетребко - исполнителя.
Правда, здесь свою лепту внёс и дирижёр Нозеда: аккуратненький аккомпаниатор, начисто лишённый какой-либо индивидуальности, дирижёр своим "безупречным" чувством стиля и полной исполнительской "стерильностью" легко превращает музыку любого времени и стиля в плохо осмысленный, "чистенький" набор звуков.
Впрочем, поклонники Анны Нетребко, думается, с восторгом бы приняли диск певицы даже в сопровождении оркестра народных инструментов; а фирма DG, выпуская дебютный альбом Анны Нетребко, надо полагать, существенно сэкономила на дирижёре.
© Призрачный обозреватель Кончита Миллер, 2005
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
Венский филармонический оркестр
OPERA ARIAS
Performer: Anna Netrebko
Label: Deutsche Grammophon
Catalogue Number: 4746402
Released: November 3, 2003
Audio CD DDD [SACD]
Number of Discs:1
Свой первый сольный диск восходящая российская оперная звезда, мариинская (а теперь больше международная, поскольку на родной сцене показывается все реже и реже) красавица Анна Нетребко целиком посвятила любимому жанру и западным композиторам - альбом составлен сугубо из оперных арий (причем шлягеры сочетаются с более изысканными и редкозвучащими произведениями) от Моцарта до Пуччини.
Такой выбор в целом оправдан: Нетребко сегодня "набирает очки" преимущественно в опере и главным образом на Западе, где для ее нехарактерного для русских певиц голоса (согласитесь, моцартовская и белькантовая специализация - редкость для отечественных вокалистов) уготована судьба вдали от национальных шедевров - да и то, вправду сказать, кроме Глинки и Римского-Корсакова мало кто из русских композиторов серьезное внимание уделял колоратурным сопрано.
В то же время сам подбор программы несколько удивляет - никакой логики, никакой композиционной завершенности здесь не просматривается: похоже, певица исполняет то, что у нее на сегодняшний день лучше получается. Для дебюта это, быть может, и приемлемо - что называется, показать товар лицом, но в дальнейшем такой подход может сослужить плохую службу - в эпоху интеллектуального пения, стилевых поисков, аутентичности принцип винегрета вряд ли свидетельствует о мышлении вокалиста экстракласса. К слову, на те же мысли наводит и внешнее оформление диска: "прекрасная Анна" предстает в обличье Карменситы или, в крайнем случае, игривой моцартовской Церлины, хотя ни одна из исполненных арий не имеет ничего общего с указанными типажами.
На всех девяти треках Нетребко демонстрирует виртуозный, отшлифованный, почти совершенный вокал - даже при самом критическом настрое едва ли удастся отыскать сколько-нибудь значимые изъяны с точки зрения певческой технологии: голос ровный, пластичный, объемный на всем диапазоне (к великому счастью - ничего общего с весьма распростраенной у колоратур "канареечной" манерой), достаточно плотный в драматических кульминациях и изящный, искристый в вокальной эквилибристике. В то же время порой за этим стремлением к "технологическому" совершенству теряется индивидуальное в исполнении - все красиво, академически округло, но не всегда эмоционально выпукло. Возможно, именно в этом некий фирменный стиль певицы - исполнение несколько дистанцированно от сюжетных коллизий, слушателю предлагается гедонистически наслаждаться красотой совершенной музыкальной линии, лишь изредка показывая краешек эмоционально-психологической "подкладки" произведения. Может быть, здесь угадывается особое чутье певицы, ее сознательное или неосознанное желание идти в ногу со временем: увы, современный театр более не рассматривает оперу как жанр больших и реальных (при всей его условности) страстей, а все чаще как дизайн-проект или подобие окостеневшей (и потому мертвой) чайной церемонии. Отсюда - некоторое одноообразие диска, дефицит в палитре состояний, когда героини мало чем отличаются одна от другой: все прекрасны, но, увы, одинаково прекрасны.
Тем не менее, слушая диск, безусловно очаровываешься одним из прекраснейших голосов современности и отмечаешь вокальные удачи. Несомненно, к ним принадлежат две моцартовские арии из "Идоменея" (Илия) и "Дон Жуана" (Донна Анна): завораживает изящество и грациозность исполнения, а также то удивительное соответствие голоса певицы представлениям о собственно идеальном моцартовском голосе. Наравне с моцартовскими к очевидным удачам стоит отнести и белькантовые арии ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти и "Сомнамбула" Беллини): здесь прежде всего слышно отличное владение дыханием, благодаря чему кантилена получается полнокровной и естественной.
Французские арии ("Бенвенуто Челлини" Берлиоза, "Манон" Массне и "Фауст" Гуно) отличает попадание в стиль лирической оперы, где мелодическая красота при всем своем богатстве должна несколько отступить перед вниманием к слову и, как следствие "нефранкофонности" вокалистки, аутентичности произношения: Нетребко помнит об этом и относится с пиитетом. Из франко-итальянской подборки несколько выбивается "Гимн луне" из дворжаковской "Русалки", которую привычней слышать в исполнении более плотного голоса: однако, в данном случае певице удается подчеркнуть инфернальную, "русалочью" сущность своей героини, что, безусловно, дает несколько иную трактовку образу, быть может, не со всем согласующуюся с замыслом композитора, но, несомненно, оригинальную.
Венские филармоники под рукой опытного, но пресноватого "итальянца в России" Джанандреа Нозеды выступили чуткими аккомпаниаторами певицы, уловив ее стиль и не поражая широтой палитры эмоциональных красок.
© Александр Матусевич, 2005.
Призрачный комментарий:
Я позволю себе не согласиться с автором очень понравившейся мне рецензии по некоторым пунктам.
Во-первых, определение "колоратурное сопрано", на мой взгляд, не вполне применимо к певице: скорее, субреточное сопрано Нетребко, из-за выбора ею многих партий лирического или даже спинтового (Наташа в "Войне и мире" или представленная на диске "Русалка" Дворжака) характера теряет лёгкость и техническую свободу в верхней части диапазона; свидетельством этому служит её высокое "ре" ("Бенвенуто Челлини"), неблагополучное даже в записи - хотя, надо отдать Нетребко должное, с белькантовыми фрагментами, представленными на диске, она справляется вполне достойно.
А вот в Мюзетте слышен типичный для российских вокалистов "грешок": этакий "заглоченный", "перекрытый" звук, который ну очень трудно ассоциировать с настоящей колоратурой.
Французское произношение певицы небезупречно и порой забавно, и я разделяю недоумение автора рецензии по поводу записанной программы, которая своей "пестротой" напоминает "концерт по заявкам" пресловутой эпохи застоя.
И я бы не сказала, что почувствовала даже не "удивительное", а хоть какое-то "соответствие голоса певицы представлениям о собственно идеальном моцартовском голосе" - скучная, стерильная и просто "никакая" Донна Анна, на мой взгляд, наносит ущерб не только одному из довольно загадочных персонажей "Дон Жуана", но и не добавляет положительных черт к портрету Анны Нетребко - исполнителя.
Правда, здесь свою лепту внёс и дирижёр Нозеда: аккуратненький аккомпаниатор, начисто лишённый какой-либо индивидуальности, дирижёр своим "безупречным" чувством стиля и полной исполнительской "стерильностью" легко превращает музыку любого времени и стиля в плохо осмысленный, "чистенький" набор звуков.
Впрочем, поклонники Анны Нетребко, думается, с восторгом бы приняли диск певицы даже в сопровождении оркестра народных инструментов; а фирма DG, выпуская дебютный альбом Анны Нетребко, надо полагать, существенно сэкономила на дирижёре.
© Призрачный обозреватель Кончита Миллер, 2005
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
Публикация: 14-05-2009
Просмотров: 7514
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0