ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Волшебная флейта" Караяна

* W. A. Mozart. Il Flauto Magico *

Sarastro - Mario Petri
Tamino - Nicolai Gedda
Pamina - Elisabeth Schwarzkopf
Astrifiammante - Rita Streich
Papageno - Giuseppe Taddei
Papagena - Alda Noni
Prima Dama - Carla Schlehan
Seconda Dama - Ester Orelli
Terza Dama - Anna Maria Rota
Monostato - Antonio Pirino
Oratore - Plino Clabassi

Orchestra Sinfonica e Coro di Roma della Rai
Maestro del Coro - Nini Antonelli
Direttore - Herbert von Karajan
19.12.1953, Roma

MYTO records, 2 MCD 890.07

19 декабря 1953 года итальянские радиослушатели получили рождественский подарок - радиотрансляцию "Волшебной флейты" со звездным составом исполнителей под управлением "великого и ужасного" маэстро Караяна.
Запись эта любопытна во многих отношениях. Во-первых, ни Джузеппе Таддеи, ни Элизабет Шварцкопф никогда не записывали в студии партий, которые они исполняют здесь - а Шварцкопф, к тому же, и пела-то Памину крайне редко. Во-вторых, "итальянизирующий" состав исполнителей, где немецкую школу представляет, кроме Шварцкопф, лишь Рита Штрайх (конечно, не считая дирижера), - практически уникален для этой оперы. Если к этому добавить, что "Волшебная флейта" исполняется по-итальянски, и все разговорные диалоги ведутся итальянскими актерами (обычная практика оперных радиопостановок), то картина получается интересная и даже необычная. Во всяком случае, слушать это чрезвычайно занимательно: музыка обретает новые краски, роли - неожиданные нюансы, и все в целом действительно напоминает увлекательную разноцветную рождественскую сказку.
Николай Гедда поет Тамино очень "по-моцартовски", у него великолепная фразировка и тонкое чувство стиля, однако его голосу не хватает здесь легкости, и звучит он чуть более резко, чем хотелось бы. Интересен диалог Тамино с Оратором, разыгранный с напряженным драматизмом. Роскошный бас Плино Клабасси, поющего Оратора, как Тимура в "Турандот", заставляет Гедду звучать в полную силу и демонстрировать "спинтовость", достойную героического вердиевского тенора.
Довольно необычен Зарастро в исполнении Марио Петри. В словосочетании "добрый волшебник" певцу, несомненно, более подобает слово "добрый" - его Зарастро задушевно-лиричен, словно король Рене в "Иоланте", но величия ему явно не хватает.
Впрочем, его не хватает и антагонистке Зарастро - Царице ночи. Обе арии Рита Штрайх поет виртуозно, но как-то уж чересчур нежно. Ее Царица ночи - бесплотное создание, принадлежащее скорее миру эльфов, нежели миру злых сил. Впрочем, знаменитое "фа" в конце первой арии заставит побледнеть от зависти половину колоратурных сопрано в мире.
Парочка Папагено - Папагена прелестна в дуэте. Но Таддеи - как, впрочем, довольно часто в комических ролях - перестарался с "созданием образа". Резкие перепады от пиано к форте, заостренная, утрированная фразировка, parlando - все это увлекательно, спору нет, но уже на грани гротеска. Кроме того, Таддеи почему-то редко здесь поет в полный голос, предпочитая лукавое mezza voce, - но уж когда он включает звук "на полную громкость", то кажется, что богаче и красивее баритона еще не видел свет.
А что же главная героиня? Памина в исполнении Шварцкоф - настоящая зачарованная принцесса, но совсем "из другой сказки", - может быть, из "Снежной королевы"? Ей присуща какая-то леденящая суровость и глубоко потаенный трагизм; голос словно подернут изморозью. И когда вдруг этот скрытый трагизм прорывается наружу - это производит очень сильное, почти шокирующее впечатление. Сцена, где Памине кажется, будто принц ее разлюбил, способна иного слушателя просто напугать - страсть и отчаяние здесь граничат с исступлением на грани безумия (не берусь судить, насколько это соответствует духу оперы, полной возвышенного и светлого юмора).
Работа Караяна прекрасна. Допускаю, что оркестр и хор Римского радио - не самый блистательный коллектив, но звучит он великолепно и прекрасно слушается дирижера. Примечательно, что здесь совершенно отсутствует обыкновенно свойственная Караяну помпезность, зато присутствуют деликатная нюансировка, прозрачная фактура, тембровое богатство и удивительно тактичное отношение к певцам. Очень точно найдены темпы и великолепно выстроены ансамбли - пожалуй, лучшее, что есть в этой записи.

© Екатерина Алленова, 2002.
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 27-03-2007
Просмотров: 2327
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.