ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Обзор № 4

К "Дон Джованни" у меня (и думаю, не у одного меня) отношение особое. Эта философская притча, выраженная великим гением Моцарта, как "весёлая драма", знала немало прекрасных исполнителей и толкований. О них - речь позже.

Всегда проще критиковать. Тем более, когда данная запись - Даниэля Баренбойма, ERATO 2292-45588-2, даёт столько к тому оснований. Начиная непосредственно с увертюры: прославленные Berliner Philharmoniker точно следуют воле дирижёра. Воле, увы, не "железной", а учиняющей из музыки ясной и строгой нечто вроде обмусоленного леденца. В Моцарте Баренбойм не может найти ничего, кроме внешних "красивостей" - и без раздражения это слушать невозможно. Не спасает ни прославленное имя оркестра, ни "звёздные" имена: Ферруччо Фурланетто, Матти Сальминен. Лейла Куберли - вполне посредственная Донна Анна. В ансамблях её голос очень плохо сочетается с тенором Уве Хаильмана - хотя неотработанность, неотточенность ансамблей - этого "сердца" опер Моцарта - характерна для всей записи в целом. Как будто всё "лепили", кроили наспех (скорее всего, так и было). Баренбойм "для галочки" залепил "Дон Джованни". "Галочка" получилась. Опера - нет. Баренбойм послушно следует за певцами в ариях, "разводит слюни" в сольных оркестровых отыгрышах - но за всеми звуками нет ни мысли, не идеи. Возможно, проблема здесь в том, что за пультом необходим лидер- "интеллектуал", точно знающий, чего он хочет и как этого добиться. А дирижёры-"шоумены" всегда терпят в этой опере фиаско (вспомним многократное, но безуспешное обращение к "Джованни" В. Гергиева).

Фурланетто в этой записи хорош: его сольные фрагменты выглядят, как отдельные вставные номера, записанные с толковым аккомпаниатором. Хотя Пол Плишка, например (которого я слышал живьём), в этой партии был более органичен и убедителен. Это - не камень в огород Фурланетто, но очередной упрёк Баренбойму. Понятно, что парень "не дорос" до шедевров Моцарта. Но зачем же тогда хвататься? "Пометить", как собачонка - ближайший столб? Пометил; спасибо. Во всей записи ещё очень раздражают и слышные "склейки", и другие ухищрения звукорежиссёров (вообще, характерные для записей Баренбойма), и эти "нарезки" доминируют над общими музыкантскими достижениями дирижёра: постоянные смены темпов, отсутствие широкого и сквозного "дыхания"… Этакая аппликация на темы Моцарта. Постоянны и ничем не оправданы смены темпа внутри номеров - так, Or sai chi l'onore расползается, простите, "соплями". Внутри одной части - бесконечное ползание от allegro до adagio - и наоборот; никакого резона в этих "плаваниях" темпа не наблюдается. Очень тяжёлый темп взят в Dalla sua pace. Опять - непонятно, почему. Опять - ария записана из бесконечных склеек. В Mi tradi, quell' alma ingrata Вальтрауд Мейер показывает себя довольно визгливой Эльвирой, а Баренбойм опять демонстрирует отсутствие (похоже, присущее ему органически) чувства темпа и ритма. Бас с очень напряжёнными верхами жалобно скулит там, где Commendatore должен звучать неумолимо и веско. Наверное, это - самая плохая запись Сальминена. (Вообще, это "болезнь" многих записей: решив, что "по времени" партия мала, Коммендаторе поручают немощному басу: без тех "верхов", "низов" и наполнения, что так нужны этому персонажу). Как и вся запись, собственно - жалкий скулёж на темы "Дон Жуана".

Вот, собственно, и всё. Дольше говорить об этой записи, думаю, не следует. Если кто считает Баренбойма гением - пишите, пожалуйста, в жалобную книгу.

Иное дело - запись Карло Марии Джулини (запись октября-ноября 1959 года в Abbey Road Studios, выпущена и ремастерена EMI classics, 7 47260 8).
"Иное дело" - это не в том смысле, что "ах, как всё замечательно!". Но тут дирижёр хотя бы владеет обстановкой. Другой вопрос - его намерения мне лично, например, так и остались неясными, а хоть сколько-нибудь сквозная драматургия у Джулини вообще отсутствует. Набор "песен под музыку"; этакое лоскутное одеяло, и все солисты - сами по себе. Очень тяжёлый оркестр: любят "мастера" использовать большой состав там, где камерного более, чем достаточно… (Не хочу вдаваться в душный разговор об "автентизме" - но напомню, что на премьерных спектаклях в Праге количество оркестрантов не превышало 30 человек).
Джузеппе Таддеи очень дурашлив в партии Лепорелло - возможно, таковы его понятия о "комическом" в опере. Его увлечение parlando никак успеху не способствует - хотя и сам голос, и его вокальная школа очень богаты, и он умеет, даже "разговаривая", здорово петь там, где другие только ноты декламируют… Речитативы часто "вязковаты", утопая в киселе оркестрового сопровождения. Эберхард Вехтер - Дон Джованни "профессиональный", вне сомнения; всё поёт "как надо", хотя legato могло быть и лучше. Но какой-то "дежурный" он, нехаризматический. Сазерленд в Or sai qhi l'onore выглядит со слегка снятыми с дыхания верхами. Кроме того, она совершает в этой арии довольно распространённую ошибку: быстрая часть спета "чуть медленнее", медленная - "чуть быстрее"… В результате - некий компот с увесистыми сухофруктами - аккордами оркестра. Очень органично, в подлинных традициях хорошего лирического тенора, поёт Альва Dalla sua pace. Он там абсолютно на своём месте и украшает общую, довольно безрадостную картину. Правда, Вехтер безусловно хорош в Finch'han dal vino - и тут же Джулини как будто "просыпается"… Но, увы - совсем ненадолго...

Церлина в записи (Грациела Шютти) - тоже совсем "никакая". И вокал жидкий, да и хоть сколько-нибудь серьёзного артистического присутствия не чувствуется. Субреточное исполнение какое-то.

Одну из самых ключевых сцен - финал Джованни с Коммендаторе - Джулини даёт с напыщенной помпезной глупостью футбольного марша, "расцвеченного" абсолютно бессмысленными "притормаживаниями-ускорениями" - прям, как тамбур-мажор с бродвейского шествия. Впечатление - отвратительное.

…Записей "Дон Джованни" много - и мы ещё не раз будем к ним возвращаться. Хвалить уже восхваленное - смысла немного, а вот разобраться с горячо рекламируемыми сбытчиками "музыкальных консервов" дешёвками - это, может быть, даже чуть поважнее… А к достойным исполнениям этой оперы мы обратимся в более поздних обзорах.

Просто обобщающим выводом для помянутых выше записей становится старая истина: один в поле - не воин; и яркий солист становится "серой массой", если у дирижёра плохо с "серым веществом"... Опера - жанр игровой, ансамблевый; говоря современным языком - "командный". А если нет ансамбля, и нет идеи - то, сами понимаете...
 

Современному человеку для достижения успешности, конечно же, необходимы знания иностранных языков. И все больше людей отдают предпочтение изучению языков с носителями, что позволяет не только овладеть языком в совершенстве, но и сделать это в краткие сроки. На сегодняшний день учеба за границей является не только престижной, но и доступной. Посетите наш сайт прямо сейчас, чтобы получить актуальную и достоверную информацию о такой возможности.

Публикация: 28-09-2006
Просмотров: 1834
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.