ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Кармен бывают разные... - обзор № 6

Анна Моффо, Франко Корелли, Пьеро Каппуччилли, Хелен Донат, Жозе ван Дам, Арлин Ожье, Жанна Бербье.
Хор и оркестр Дойче Опер Берлин, Дирижер: Лорин Маазель.
1979, 1995. BMG (RCA CLASSICS) 74321 25279 2
Запись осуществлена в 1970 году.


Эта запись "Кармен" продолжает традицию исполнения главной партии певицами-сопрано наряду с меццо-сопрано и контральто; традицию, которая почему-то совершенно отсутствует в нашей стране. А ведь Кармен пели Патти, Дестинн, Фаррар, Понсель, Лос Анхелес - да, в конце концов, САМА Мария Каллас. То есть, весь спектр сопрано: от легких до драматических. В рамках этой традиции и стоит рассматривать исполнение главной партии лирическим, а может быть даже лирико-колоратурным сопрано Анной Моффо.

Анна Моффо (р. 1932) была, несомненно, одной из самых красивых и привлекательных певиц мировой оперной сцены - и, казалось бы, кому, как не ей воплотить роль "Дон Жуана в юбке" (как часто называют Кармен). Но здесь ее поджидала та же ловушка, что и многих певиц-сопрано, бравшихся за эту партию. Дело в том, что Кармен не только красивая, но и очень опасная женщина. И если для меццо-сопрано и контральто, поющих эту партию, отразить эту сторону натуры свободолюбивой цыганки гораздо проще за счет самого тембра голоса, то певицам-сопрано приходится решать эту задачу, привлекая дополнительные вокальные краски.

И тут на помощь Анне пришли продюсеры фирмы RCA, осуществлявшей эту запись. Для того, чтобы голос Моффо выглядел в записи значительнее, чем он есть на самом деле, продюсеры пошли по пути общего "облегчения" состава исполнителей. Так, партия Микаэлы, которую обычно поют полноценные лирические сопрано, в данной записи поручена легкому, почти субреточному сопрано Хелен Донат, которая сделала себе имя в ораториях Баха и операх Моцарта. В партии Эскамильо вместо баса-баритона или - хотя бы! - драматического баритона, выступает довольно высокий баритон Пьеро Каппуччилли. Я уже не говорю об исполнительницах партий Фраскиты и Мерседес, которые издают просто какой-то птичий щебет - хотя, надо признать, весьма качественный. Неудивительно, что на этом фоне Цунига в исполнении известного бельгийского баса-баритона Жозе ван Дамма иногда выглядит просто басом-профундо. Однако роль Цуниги в опере невелика, и "погоды" он не делает.

Единственным исключением из этого ряда "легковесов" выглядит Хозе - Франко Корелли. В 1970 году выдающийся драматический тенор находился далеко не на пике формы, да и, видимо, порядком подустал от партии Хозе, которую к тому времени уже много лет исполнял на оперной сцене. Однако сказанное не значит, что Корелли поет "плохо" или даже недостаточно хорошо. Он поет замечательно; просто десять лет назад он пел это ЕЩЕ ЛУЧШЕ. Его драматический голос на общем "облегченном" исполнительском фоне приводит к интересным вокальным и смысловым эффектам. Он явно "чужой" и в этой записи, и среди этих людей, которые его окружают. Так, уже в первом дуэте с Микаэлой видна их несовместимость: в партии Микаэлы в начале оперы Донат звучит как девочка-подросток 15-16 лет, а Хозе - Корелли - взрослый мужчина, который просто не воспринимает ее всерьез. Таким же чужаком Хозе - Корелли выглядит и среди солдат и среди контрабандистов. Так же чужд он и Кармен - Моффо.

Эскамильо в исполнении Пьеро Каппуччилли чрезвычайно самодоволен и напыщен. Надо признать, что роль у певца получилась законченной и очень логичной. Его тореадор весьма умен: для него не составляют секрета ни Хозе, ни Кармен, он играет с ними, как кошка с мышкой, нисколько не сомневаясь в своей победе над своенравной красоткой. К сожалению, как и у большинства баритонов в этой партии, в знаменитых куплетах Эскамильо у Каппуччилли недостаточно "озвучены" низы.

Ну что ж, а теперь к "виновнице торжества": Кармен - Моффо. И певица, и звукорежиссеры делают все возможное для того, чтобы голос звучал как можно более насыщенно. На протяжении всей записи Анна явно стоит ближе всех к микрофону (а Корелли, соответственно, - всех дальше). Сама певица изо всех сил старается как можно больше сгустить и затемнить тембр. И это, к сожалению, приводит к непредвиденным результатам. Беда пришла, откуда не ждали - в некоторых моментах у Моффо возникают проблемы с верхами - они начинают звучать резко и сдавленно.

Моффо не удалось создать целостного, убедительного образа Кармен. При исполнении "хитовых" номеров оперы она, очевидно, так поглощена важностью момента, что возникает образ не красавицы-цыганки, а "светской львицы", которая на рауте очаровывает благовоспитанных кавалеров. Тем более неожиданными выглядят переходы к диалогам, (запись представляет вариант оперы с разговорными диалогами) и дуэтам, в которых Моффо напоминает уже не великосветскую львицу и даже не цыганку, но окончательно "сбрендившую" Мюзетту. Так, для ее смеха (после того, как она бросает цветок Хозе), у меня не находится иного эпитета, кроме как "придурочный". Единственно удачными местами в исполнении Анны можно считать те дуэты и диалоги, в которых Кармен раздражена, разгневана - в общем, выражает неудовольствие. Например, искреннее наслаждение автору доставил тот фрагмент из дуэта Кармен и Хозе в Лильяс-Пастья, который начинается со слов: "Ta ra ta ta, c'est le clairon qui sonne!" К сожалению, не очень удачно у певицы получился заключительный дуэт с Хозе. Искреннему отчаянию Хозе - Корелли было противопоставлено всего лишь тупое упрямство и раздражение, а в вокальном отношении пение Моффо в финале перешло уже в какой-то утробный рев - который, очевидно, должен был означать проявления бешеного темперамента.
Что касается работы дирижера Лорина Маазеля, то он продемонстрировал в этой работе целостную музыкальную концепцию, которая, возможно, кому-то окажется близка. Но в любом случае "Кармен" - это опера прежде всего исполнительницы заглавной партии...

Публикация: 14-09-2006
Просмотров: 4371
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.