ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Самый первый обзор

Мануэль Де Фалья
Короткая жизнь (La vida breve)
Виктория де лос Анхелес, И. Риваденейра, К. Коссута, Г. Морена, и др.
Национальный оркестр Испании п/у Р. Фрюбека де Бургоса
Треуголка (El sombrero de tres picos)
Виктория де Лос Анхелес
Оркестр Филармония п/у Р. Фрюбека де Бургоса
Любовь-колдунья (El amor brujo)
Оркестр Филармония п/у Карло Мария Джулини
Soneto a Cordoba. Psyche.
Виктория де Лос Анхелес,
Annie Challan, harp; Jean-Claude Gerard, flute; Trio a Cordes Francais
EMI CLASSICS 67590 (2 CDs) (M) (ADD) TT: 76:32 & 73:20

В серии EMI CLASSICS "Great Recordings of the Century" эта запись - просто исключительное "попадание в десятку": практически идеальное сочетание артистов, репертуара, и очень качественные запись и ремастеринг.
За свою долгую (и, скажем так, вполне успешную) карьеру испанское сопрано Виктория де лос Анхелес прославилась исполнением ролей в операх Моцарта, Массне, Пуччини, Масканьи и даже Вагнера. Но, наверное, одним из ключевых событий в её карьере стала трансляция BBC оперы Де Фалья "Короткая жизнь" (La vida breve); в партии Салюд она снискала такой успех, что фактически стала общепризнанной "исполнительницей №1" этой роли.
Два отрывка из этой оперы она записала для HMV ещё аж в 1947 году; затем вышло полное издание оперы (в 1952) и ещё раз, уже в стерео - в 1965 году; именно эта версия, "вычищенная" и ремастеренная (даже не знаю, как по-русски правильно "remastered" сказать!) и представлена на дисках. Сама Лос Анхелес говорила по поводу второй записи, что в ней она развила, углубила роль - и, помимо всего прочего, добавила к ней больше колорита, поработав над специфическим для Гранады (провинции, где развивается действие драмы) произношением.

Так или иначе, но запись, действительно, очень хороша! Лос Анхелес здесь превосходна, и - что не менее важно - в этой записи она предстаёт в достойном окружении. Чего стоит один только дирижёр Рафаэль Фрюбек де Бургос - здесь он в самом начале своей блестящей карьеры. Также хороши и другие солисты, а испанские хор и оркестр в этом репертуаре чувствуют себя, как говорится, "в своей тарелке". Атмосфера всей записи вышла в хорошем смысле слова "аутентичной"; от проникновенного певца фламенко и гитарного соло в начале второго акта до кастаньет… ;-)

В этом же CD-сете Лос Анхелес также исполняет небольшое соло сопрано в балете "Треуголка" - с оркестром Филармония под руководством Де Бургоса.
Конечно, записей этого эффектного опуса Фальи хватает - но эта, сделанная в лондонском Кингсуэй Холле в 1963 году, мне кажется определённо одной из лучших.
Похоже, Де Фалья не полагался на выразительные средства одной лишь хореографии: другой балет - "Любовь-колдунья" (El amor brujo) - также не обошёлся без сопранового соло. Он тоже записан в Кингсуэй, с тем же оркестром Филармония, но на сей раз - под управлением Карло Марии Джулини. Запись сделана за две сессии, причём со значительным перерывом: в октябре 1961 и апреле 1964. Причины этого мне лично неизвестны (и в буклете об этом - ни слова!) - но в записи никаких грубых "стыков" не заметно.
Зато с полной определённостью можно сказать, что в то время маэстро Джулини был куда как более динамичен и темпераментен, чем в последние тридцать лет! Возможно, кто-то и предпочёл бы более драматический, "мясистый" голос у сопрано в этой партии, но исполнение Лос Анхелес подкупает удивительной изысканностью, изяществом и вкусом.
Завершают подборку музыки Де Фалья "Семь популярных испанских песен" с пианистом Гонцало Сориано (запись 1961-62 гг.), "Сонет Кордобы" для сопрано и арфы и "Психея" (для сопрано, флейты и струнного трио) - записанные в Париже в 1969 году.


Хуан Диего Флорес (Juan Diego Florez), тенор

Россини: арии из Semiramide, Otello, Il barbiere di Siviglia, La gazza ladra, I'italiana in Algeri, Zelmira, La donna del lago и La Cenerentola.
Orchestra Sinfonica e Coro di Milano Giuseppe Verdi;
Conductor - Riccardo Chailly.
"LONDON" 470 024 (F) (DDD) TT: 59:43.

Это первый сольный диск молодого тенора (колумбийца по происхождению) Хуана Диего Флореса, и он полностью составлен из арий Россини - поскольку музыка этого композитора стала не только "визитной карточкой", но и настоящим "коньком" Флореса. На сегодня существует ещё только один диск - "Rossiniana" (под лэйблом Agora AG 164) - выпущенный несколько лет назад с записью концерта, данного 14 ноября 1997 года в миланском театре "Лирико", где Хуан Диего Флорес уже поражал тем, что по технике и свободе владения голосом, несмотря на возраст (на тот момент ему было всего 24 года), его можно было с полным правом назвать россиниевским тенором высшего разряда. Карьера его развивается очень успешно; он уже дебютировал во всех крупнейших оперных театрах мира, включая Ла Скала, Ковент Гарден, Венскую Штаатсопер - и вот совсем недавно с огромным успехом дебютировал в Метрополитен Опера (Альмавива в "Севильском цирюльнике").

Как солист Флорес - классический пример именно лирического тенора, не поражающего зычностью или объёмом. Но голос яркий, светлый - хорошего, чистого тембра. Сам голос у него буквально "расцветает" в верхнем регистре - кажется, что все "крайние" верхние ноты даются певцу без малейшего труда. Он как будто бы забавляется, выпевая все немыслимые россиниевские пассажи с лёгкостью невероятной; вдобавок, его манера пения обходится без звучных "хаканий" - придыханий, столь характерных для многих, специализирующихся на подобной музыке (возьмите, к примеру, ту же Бартоли). То есть, порой кажется, что он бравирует своей - буквально безупречной! - вокальной школой (интересно, где он и у кого учился; ужели в Колумбии?!) - но исполнение, я бы сказал, отточено и в хорошем смысле слова виртуозно.

При этом - что уже вообще редкость! - он настоящий "белькантист". Я имею ввиду, что у Флореса, в соответствии со строгими вокальными канонами стиля бельканто, просто всё на месте: не только блеск и свобода в верхнем регистре, ювелирная точность интонации в различных "мелких" пассажах и украшениях, но и способность к бесконечным легато, великолепная дикция, никогда не разрушающая кантилены, и превосходное чувство фразы.

Из недостатков я бы мог назвать только слабоватый нижний регистр (что с такими "верхами" вполне извинительно и даже где-то естественно), да... ну, на этом и всё, пожалуй.
В общем, тот редкий случай, когда не читать о нём, а слушать его действительно надо ;-) Очень даже неплох Orchestra Sinfonica di Milano Giuseppe Verdi - а уж про Риккардо Шайи я и не говорю… Это вам не Нозеда, прости Господи, какая-нибудь! ;-)


Отрадная весть для петербургских поклонников классической музыки: некая питерская фирма, почему-то назвавшаяся "Манчестер", запустила серию под общим названием "Выдающиеся музыканты Петербурга".
Я далеко не уверен, что эта контора абсолютно безупречна в плане копирайта, но для наших меломанов даже пиратская продукция - и то праздник... А тут у всех дисков серии - прекрасный дизайн; качество записи на редкость хорошо (многие записи подверглись цифровому премастерингу знаменитого режиссёра Герхарда Цеса)...

"Дирижирует Евгений Мравинский"
Прокофьев - Сюита № 2 из балета "Ромео и Джульетта"
Чайковский - Симфония № 5

Здесь особо и говорить-то нечего: ставшее уже нарицательным символом высочайшего дирижёрского мастерства, имя великого русского дирижёра Евгения Александровича Мравинского неотделимо от Петербурга. Без малого полвека Мравинский пестовал свой "инструмент" - Заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Аристократизм, гибкость и сбалансированность звучания поражают.
На диске - два "хита", традиционно любимые широкой публикой: вторая сюита из прокофьевского балета "Ромео и Джульетта" и Пятая симфония Чайковского - одно из любимых произведений дирижёра. Программа, представленная на этом CD, была записана 6-го ноября на юбилейном концерте, посвящённом столетнему юбилею оркестра и ставшему ярчайшим событием в культурной жизни России.

* * * *

Павел Серебряков, фортепиано
Бетховен - Соната № 23, ор. 57
Шопен - Соната № 2, ор. 35
Рахманинов - Соната № 2, ор. 36

Яркий представитель русской фортепианной школы, ученик Л. В. Николаева и А. К. Глазунова, пианист и педагог, в течение тридцати лет возглавлявший Ленинградскую консерваторию, Павел Алексеевич Серебряков в своей исполнительской практике более всего тяготел к произведениям Бетховена и Рахманинова. На этом диске представлены три жемчужины фортепианной литературы - "Апассионата", Вторая соната Шопена и Вторая соната Рахманинова. К сожалению, в траках на диске и информации на буклете не обошлось без путаницы: в шопеновской сонате сразу за Scherzo (трак 4) следует Finale (трак 5), а знаменитый Marche funebre "подписан" уже после финала.
Соответственно, соната Рахманинова помещена на диске не под номером шесть, а (записана одним траком) под номером семь - которого на буклете нет вообще.

* * * *

Владимир Курлин, гобой
Вивальди, Бах, Марчелло, Телеман
Концерты для гобоя с оркестром

Наверное, не только апологету аутентизма, но и просто современному меломану исполнение Ленинградского камерного оркестра под управлением Лазаря Гозмана баховского Бранденбургского концерта № 1 (BWV 1046) покажется странным и даже, как ни парадоксально, несовременным. Но в остальном выбор произведений для диска безупречен, позволяя в полной мере оценить мастерство петербургского гобоиста-виртуоза Владимира Курлина. Дивные мелодии "шлягерописцев" эпохи барокко - Вивальди, Марчелло, Телемана, выводимые пасторально-нежным, чувственным звуком гобоя - настоящая находка для тех, кто хочет расслабиться и отдохнуть под звуки... гм, "общедоступной" классической музыки.

* * * *

Дмитрий Шостакович
Музыка для театра и кино


Программа из редко звучащей театральной музыки Д.Д. Шостаковича и его музыки к кинофильмам. Театральность всегда была отличительной чертой музыки Шостаковича; номера же, написанные непосредственно для драмы, поражают своей яркостью, импульсивной контрастностью и эмоциональностью. Музыка к "Королю Лиру" была написана к постановке Козинцева в Ленинградском БДТ в 1941 году; "Гамлет" же был поставлен Николаем Акимовым на девять лет раньше в Московском театре им. Вахтангова. Превосходно звучит Ленинградский оркестр старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова, с необычайной наглядностью и артистизмом демонстрируя тембровую характеристичность и характерные ритмические "изломы" в музыке Шостаковича.

Несколько слов о дирижёре. Эдуард Серов окончил Московское хоровое училище им. А. Свешникова, затем - Киевскую государственную консерваторию по специальности оперно-симфоническое дирижирование, класс проф. М.Канерштейна. Работал дирижером Киевского хореографического училища, оперной студии Киевской консерватории, оркестра Украинского радиокомитета. После этого - учеба в аспирантуре Ленинградской консерватории в классе проф. Е. А. Мравинского (дирижирование) и В. Салманова (композиция). После этого работал в "заслуге" - заслуженном коллективе РСФСР АСО Ленинградской филармонии, но недолго. Основал симфонический оркестр Ульяновской филармонии. В 1969 году получил III-ю премию на первом Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна". Более десяти лет был главным дирижером Ленинградского оркестра старинной и современной музыки; затем основал Волгоградский симфонический оркестр, где работал до тех пор, пока не стал (в 1991 году) на пять лет художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра г. Оденсе (Дания). В 1992 году стал Народным артистом России. С 1995 года работал главным дирижером симфонического оркестра Саратовской филармонии. Возможно, работает там и по сей день…

Коллекция вальсов Шостаковича из фильмов разных лет ("Возвращение Максима", "Златые горы", "Овод", и т.д.) сыграна опытным артистом, показавшим себя замечательным исполнителем музыки ХХ века дирижёром Владимиром Альтшулером и АСО Петербургской филармонии.

© Кирилл Веселаго , 2001.

Публикация: 10-04-2005
Просмотров: 2978
Категория: СиDи слушай
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.