ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Умер Пьеро Каппуччилли

Вчера, 11 июля в своём родном городе Триесте в возрасте семидесяти восьми лет скончался Пьеро Каппуччилли - знаменитый и признанный вердиевский баритон прошлого века. 

Он дебютировал в Скала 12 июня 1964 года в роли Энрико ("Лючия ди Ламмермур"), уже имея опыт выступлений в небольших миланских театрах. На следующий месяц он отправился с компанией на гастроли в московский Большой театр, где пел Энрико и Ди Луна. В 1965 году певец исполнил своего первого Амонасро и Дон Карло ("Сила судьбы") в Скала; другие крупные роли не заставили себя долго ждать. В 1976 году Каппуччилли пел в Скала "Луизу Миллер" с Паваротти и Кабалье, а затем последовали гастроли ("Симон Бокканегра") в Ковент Гарден и Кеннеди Центр. Последним дебютом в Ла Скала для Каппуччилли стала роль Скарпиа в 1989 году - она же оказалась и прощальной, последней партией, исполненной баритоном на сцене Ла Скала.

Пьеро Каппуччилли родился в Триесте в 1926 году; он занимался вокалом с басом Лючано Донаджио, который привил Пьеро базовые принципы вокальной техники и правильной постановки голоса. В начале пятидесятых певец исполнил несколько ролей второго плана в Театре Верди в Триесте. Певец завоевывал свою репутацию в тот момент истории, когда недостатка в "соперниках" не наблюдалось: в США это был Леонард Уоррен (рано и скоропостижно скончавшийся в 1960 году); затем на сцене Метрополитен прочно обосновался Роберт Меррилл. Не стоит забывать, что в Европе продолжали выступать некоторые весьма достойные баритоны "старой гвардии" - такие, как Карло Тальябуэ, Джино Беки и Джузеппе Вальденго. Каппуччилли держал необъявленный конкурс с Альдо Протти, Джузеппе Таддеи, Уго Саварезе, Тито Гобби, Роландо Панераи, Джан Джакомо Гуэльфи, Паоло Сильвери и, выше всех - Этторе Бастьянини, итальянским баритоном par excellence. После кончины Бастьянини именно Каппуччилли занял место любимца итальянской публики, выступая в очень разнообразном репертуаре.

Как бы то ни было, имя Каппуччилли подразумевает Верди. Баритон спел семнадцать ролей, относящихся ко всем периодам творчества композитора: и из "галерных лет", и из так называемой "романтической трилогии", намереваясь со временем не обделить вниманием ни одну из вердиевских опер.
Певец достиг полного права считаться одним из лучших вердиевских баритонов ХХ века. Каппуччилли имел благородный, богатый голос прекрасного и мужественного тембра. Верхние ноты давались ему без труда - таким образом, он великолепно справлялся с задачей драматического баритона в операх Доницетти и (в гораздо большей степени) Верди. Если вы добавите к этому прекрасное легато, ясную и чёткую дикцию, продуманную фразировку и, когда необходимо - мягкий, округлый тон - вы без труда поймёте, почему Каппуччилли был наиболее признанным вердиевским баритоном. Он представлял собой большую личность и был экстравертным артистом, всегда готовым в "горячие" сценические моменты "вкинуть" в кабалетты не прописанные в партитуре топ-ноты - и энергия его в эти моменты была такова, что зал всегда взрывался экстатическими овациями публики. Необычайная мощь его голоса подразумевает, что он никогда не попадал "в тень" коллег по сцене. Однако необходимо признать, что иногда бьющее через край вокальное роскошество приводило его к пренебрежению более тонкими нюансами, которые его дар и стопроцентно надёжная вокальная техника позволили бы ему воплотить с редким совершенством.

Если не считать нескольких единичных выступлений - таких, например, как три спектакля "Аиды" в Термах Каракаллы в 1993 году, карьера Пьеро Каппуччилли закончилась тринадцать лет назад. Закончилась внезапно и круто: в августе 1992 года баритон, певший в "Набукко" в Арена ди Верона, попал в серьёзную автокатастрофу. С тех пор Каппуччилли был вынужден прекратить выступления в опере - но оставался жизнерадостным, мудрым и спокойным человеком, не утратившим вкус к жизни и желания помогать ближним.

Кроме опер Верди, составлявших львиную долю его репертуара, Каппуччилли с радостью пел и другие, которые подходили природе его голоса.

"Я любил великие веристские оперы - "Сельскую честь" и "Паяцев", "Андре Шенье". Роль Жерара - одна из наиболее изумительных ролей в репертуаре. Надо иметь настоящий, крепкий баритон, хороший дыхательный контроль, остроту в тоне - но вместе с тем, способность плавно вести вокальную линию в мелодических расширениях. Монолог третьего акта - прекрасный пример; начинаясь с parlato в первых тактах, он приходит к мелодии легато, что возносит голос в верхний регистр. Джордано действительно знал, как использовать весь потенциал голоса у баритона".

Однако портрет Каппуччилли не будет полным, если мы не упомянем раритеты, которым он помог вернуться на сцену. "Я пел первый (в современную эру) спектакль Доницетти "Роберто Девере" - оперу, которая теперь уже стала репертуарной. Это было в Неаполе в 1964 году, с Лейлой Генчер. Довелось мне спеть и в первой записи беллиниевской "Il Pirata" - в этой опере я выступал на фестивале "Флорентийский музыкальный май" с Монтсеррат Кабалье. Помню ещё одну работу за рамками традиционного репертуара - это "Лорелея" Каталани; действительно прекрасная опера! - я пел в ней с Гавадзени в Ла Скала в 1967 году".

Пьеро Каппуччилли говорил:
"Если передо мной возникала необходимость дать какие-то советы молодым баритонам, с азартом стремящимся к Верди, я всегда рекомендовал для начала полностью "выковать" вокальное мастерство. Это подразумевает правильную технику дыхания; постановку, - или направление голоса "в нужное место"; мощь, энергию, благородный звук, умение петь легато и "звенящий", яркий верхний регистр. В конечном итоге, надо просто уметь хорошо читать ноты".


© Призрак Оперы 
 
Скоро придет самый замечательный, роскошный, красочный праздник в году - Новый год, и пора бы уже подумать о новогодней елке! Совсем не рано, если купить искусственную елку - замечательное современное изделие, которое очень сильно отличается от тех искусственных елок, которые продавались лет десять тому назад. Она не осыпается, превосходно выглядит, ее нужно вносить в дом с мороза, выстояв перед этим долгую очередь, а потом до лета выбирать колючки со всех углов. 

Публикация: 12-07-2005
Просмотров: 5121
Категория: Архив новостей
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.