ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"1984" Оруэлла вновь "под обстрелом" критики

Премьера новой оперы Лорина Маазеля вызвала противоречивые мнения.

Критики - критикуют, публика - валит валом. В общем всё, как и должно быть: отчаянно поносимая критикой опера Лорина Маазеля, написанная по знаменитому роману Джорджа Оруэлла "1984", собирает полные залы; люди постоянно шли в театр в надежде на "лишний билетик", несмотря на нелестную критику, последовавшую за премьерой, прошедшей третьего мая.

Реакция "солидной прессы" и "маститых" критиков на премьеру была гневной, но предсказуемой и ожидаемой. Более того, если в цитируемых публикациях подменить, соответственно, названия газет, театра и фамилию композитора, то мы легко получим… Правильно! - реакцию "присяжных" российских критиков и газет на недавнюю премьеру оперы "Дети Розенталя" в Большом. Судите сами:

"Это шокирующе и возмутительно, что Королевская Опера - компания, известная своим международным авторитетом и положением, ставит такую жалкую новую оперу, лишённую музыкальных достоинств",

- написал Эндрю Клемент в "Гардиан".

Более нелицеприятно и в полном согласии с названием своей газеты "Financial Times" высказался Эндрю Кларк:

"Единственной причиной, ставшей главным фактором в постановке этой прилизанной и извращённой версии романа Оруэлла на сцене Ковент-Гарден, следует считать то обстоятельство, что супер-богатый Маазель просто купил эту возможность, взяв часть затрат на себя и таким образом значительно снизив постановочные затраты Ковент Гарден".

Администрация Ковент Гарден сообщила, что компания "Big Brother Productions" (в которой Лорин Маазель является главным инвестором), действительно сократила расходы театра как минимум вполовину - что соответствует, например, стоимости какого-нибудь очередного возобновления оперы на сцене Королевской Оперы.

Возможно, что причиной полных сборов отчасти стали и цены: "топ-билеты" на "1984" стоили 50 фунтов стерлингов (это 95 долларов, или 73 евро) - для сравнения, те же места на "Отелло", "Валькирию" или "Бал-маскарад" стоили 175 фунтов (330 долларов или 255 евро).

Пока в планы Ковент Гарден не входит возобновление оперы после текущего "прогона" из шести спектаклей, сообщила пресс-атташе Королевской оперы Энн Ричардс.

"В целом, эклектичная партитура не обладает яркой индивидуальностью; самой яркой её чертой является - в лучших местах потаённый, скрытый, а порою - грубо и громко "лупящий по ушам" - грохот марширующих солдатских сапог",

- написала в своей рецензии газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung".

"Жутко медленное развитие этой длинной, халтурной "оперы ужасов" оставляет вам слишком много времени, чтобы разобрать эхо божественных отражений Берга и Бернстайна, Штрауса и Пуччини, Гершвина и Бриттена, Мессиана и Вайля, Лигети и Берио",

- написал Энтони Холден в газете "Observer".

(Интересно, а расслышал бы рецензент "божественное эхо" - и чьё именно - в опусах Мессиана и Вайля, Лигети и Берио?…)

"Маазель использует очевидные и банальные приёмы: соло скрипки для трогательных и печальных мест, нарастающие крещендо медных для обозначения тревожного ожидания, эффекты ударных для колористических деталей",

- также поведал Холден.

Хотя непонятно, зачем он это поведал - описать музыку словами довольно непросто, а ведя разговор о каких-то композиторских приёмах, всегда важнее говорить не о собственно приёме (которые, к примеру, у Моцарта, Гайдна и Бетховена тоже были весьма схожи), сколько о том, как они были применены. Те же "эффекты ударных" могут сводиться к удару тарелок в кульминации или выражаться в изощрённом ритмическом рисунке и колористических особенностях того или другого инструмента…

Роберт Сикнесс (Robert Thicknesse) из лондонской "The Times" был куда более простодушен, сообщив читателям, что

"опера не так ужасна, как многие опасались",

но добавил, что чувствовал

"острое желание, внушавшееся самой оперой, чтобы она скорее закончилась".

"Это совершенно непростительно для любой современной оперы, - жалуется рецензент дальше, - если первый акт по длине едва ли не больше целой "Богемы", а всё происходит в одном месте, притом очень скучном".

Руперт Кристиансен из "The Daily Telegraph" оказался одним из наиболее снисходительных критиков, откликнувшимся после премьеры статьёй, в которой расценил новую оперу, как

"умно приготовленную оперную "быструю еду", щедро начинённую музыкальными приправами и свободную от искусственных пищевых добавок, при этом весьма захватывающую и доставляющую удовольствие. Публика совершенно явно была захвачена происходившим, и приём был очень горячим",

- написал Кристиансен.

Испанская газета "La Vanguardia" сообщила, что по окончании представления публика аплодировала более десяти минут.

"Талантливый дирижёр необыкновенного ума и мудрый негоциант, Маазель пошёл на риск < … > …и пришёл к заслуженному успеху с козырными картами - но с засученными рукавами, без жульничества и передёргивания, - так цветисто пишет "La Vanguardia", добавляя, что

"Маэстро показал свои огромные знания в музыке так же, как и своё совершенство в оркестровых и вокальных сочинениях".

Но восторженное мнение испанцев не разделил довольно ранимый критик немецкой "Зюддойче Цайтунг".

"Маазель, похоже, не вполне доверяет воздействию либретто МакКлатчи и Томаса Мигэна… Он задействует стиль непрерывно продолжающейся истерии, когда слушатель в музыкальном плане практически вбит в сиденье кувалдой - и это в довольно тонких и нежных местах либретто", - написала газета.

…Истина, как всегда, находится где-то посредине. Конечно, в России на недавнюю премьеру оперы "Дети Розенталя" в Большом, как и положено, отреагировала своими "глубокими суждениями" даже самая ленивая кухарка - даже из тех, чей оперный опыт ограничивался кастрюлей с борщом или креслом в Госдуме.
Но даже профессиональные критики могут ошибаться (как свидетельствует история "Травиаты", "Кармен" и так далее) - не говоря уже о том, что в наше время многие критики лишь выражают слегка подретушированную "точку зрения" своих работодателей. Или - за неимением своего мнения - звонят по телефону знакомой кухарке, что работает в доме у авторитетного ценителя искусств…

Публикация: 19-05-2005
Просмотров: 5412
Категория: Архив новостей
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.