ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Неяркая звезда - Марио Филиппески

Марио Филиппески

Марио Филиппески выпала нелегкая участь: слишком многие оперные звезды "блистательных пятидесятых" затмевали ровный и холодноватый свет его звезды. Нет, он не был великим - в своё время. И лишь после его ухода со сцены стало очевидно, что исполнители подобного уровня встречаются вовсе не так уж часто.

Известность и признание пришли к тенору поздно - Филиппески дебютировал в тридцать лет. Он родился 7 июня 1907 года в Монтефосколи, маленьком городке в окрестностях Пизы, и был четвертым ребенком в семье фермера. В юности два года учился играть на кларнете, а затем отправился на военную службу. Развлекая приятелей-солдат исполнением тосканских песен и получая восторженные оценки, он убедился в том, что должен серьезно заниматься вокалом.

После увольнения из армии Марио пять лет занимался в Милане с маэстро Викидомини, которого вспоминал как строго ментора, муштровавшего его вокальными экзерсисами и уделявшего преимущественное внимание высоким нотам. Знакомые хористы из Ла Скала рекомендовали начинающего певца импресарио, который организовывал оперные сезоны в итальянских провинциях. Тот ангажировал Филиппески для дебюта в роли Эдгара в "Лючии ди Ламмермур".

Дебют Марио Филиппески состоялся 19 июля 1937 в Колорно, близ Пармы. Дебютант имел тёплый приём и уже на следующий же день пел там же Герцога в Риголетто, а затем закрепил свой успех, выступив в той же роли 24 июля 1937 года в Буссето, вместе с прославленной Линой Пальюги.

Вскоре он дебютировал как Пинкертон в "Мадам Баттерфляй", Рудольф в "Богеме", Альфред в "Травиате". Его голос, первоначально серебристый и легкий, развивался и креп, и в начале 1940 года Филиппески выступил уже в "спинтовых" ролях в "Адриане Лекуврер" и "Тоске".

Карьеру Филиппески на время прервала война, хотя он не переставал выступать, гастролируя с концертами в Испании и Греции.
1945 и 1946 годы стали поворотными для тосканского тенора: он дебютировал в "Сельской чести" и "Аиде". Его голос, сохранив изначальную чистоту и ясность тембра, приобрел масштабность и силу в среднем регистре, что позволило Филиппески выступать уже в партиях драматического репертуара. Тогда же он дважды снялся в фильмах-операх - "Лючии ди Ламмермур" (1946) и "Риголетто" (1947). Последний фильм с Тито Гобби, Джулио Нери и Линой Пальюги (играла Марчелла Говони) популярен и поныне. "Филиппески, со звенящим голосом и сардонической улыбкой, был великолепным Герцогом", - вспоминал Гобби.

В конце 1949 - начале 1950 года Филиппески добавил в свой репертуар две оперы, которые, вместе с "Риголетто", могут быть расценены как фундаментальные в его карьере: "Вильгельм Телль", в котором он с неизменным успехом выступал на протяжении последующих 15 лет, и "Трубадур". В 1950 году он дебютировал в Мехико в партии Адорно в "Симон Бокканегра", Дона Хозе и Лориса в "Федоре" - с настоящим триумфом. В 1951 году был "Андре Шенье" в Неаполе, затем - "Дон Карлос" в Барселоне, в 1954 - Поллион (с Марией Каллас) и Калаф в "Турандот".
Последним дебютом Филиппески стала роль Риккардо в "Бал-маскарад" в 1956 году.

Карьера Филиппески была наиболее успешной в основном в испаноязычных странах. Филиппески никогда не пел в таких крупных театрах, как Метрополитен, Ковент-Гарден, Парижская или Венская опера. Эпизодически он появлялся на сцене Ла Скала - в "Адриане Лекуврер", в "Тоске", - но без особого успеха: все эти подмостки были прочно заняты другими звездами. В своих же "вотчинах" - Мексике, Испании, Португалии - Филиппески на протяжении 20 лет оставался любимым тенором, "золотым голосом".

В Мехико в 1950 году он с необычайным успехом выступил в "Тоске" вместе с Марией Каллас и пел "на бис" E lucevan le stelle (сохранилась "живая" запись этого спектакля). Рассказывают еще, что на одном из спектаклей "Трубадура" он бисировал стретту Di quella pirra и вызвал своей высокой "до" такую бурю восторга, что невозможно было продолжать спектакль. Публика требовала еще одного биса, однако дирижер был категорически против. Тогда тенор, выйдя на авансцену и дав знак оркестру, сам продирижировал стреттой, исполнив ее В ТРЕТИЙ РАЗ.

Хотя к началу 1960 года в голосе Филиппески уже ощущалась некоторая усталость, казалось, он способен петь еще много лет. Но певец внезапно объявил о своем решении оставить сцену. До конца жизни он занимался частным преподаванием во Флоренции и еще слыл заядлым футбольным болельщиком. Он умер 24 декабря 1979 года, под Рождество.

Коллеги вспоминали о Филиппески с теплотой. "Не могу забыть блистательный голос, который я слышал в Валенсии в Риголетто и Искателях жемчуга. Ни один из нынешних голосов нельзя сравнить с Вашим. Сегодня Вы были бы королем теноров", - так писал старому Филиппески 84-летний Лаури-Вольпи, который, как известно, очень мало кого жаловал. И почти теми же словами вторит ему Джина Чинья, заметившая в одном из интервью: "Я жила в такое время, когда "великих" было много… Знаете, человек, который жил и пел с такими певцами, увы, не может восхищаться всем, что слышит сегодня. Один только Филиппески, который в наше время не считался великим, сегодня был бы королем теноров".

© Призрак Оперы, 2003.

Публикация: 7-06-2003
Просмотров: 6419
Категория: Архив новостей
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.