ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Боится ли Паппано Призрака Оперы?

Антонио ПАППАНО:
"В "Ковент Гарден" возвращаюсь как домой"
Королевская опера Британии и ее новый главный дирижер


Несмотря на свои консервативные предпочтения, вечно молодая 400-летняя дама по имени опера все так же успевает следовать капризам моды и хочет соответствовать скоростному стилю нового века. Вот и старая добрая Королевская опера "Ковент Гарден" в Лондоне обновляется. Недавняя реконструкция преобразила театр в красивый и комфортабельный оперный комплекс, оснащенный по последнему слову техники. Новые стены, само собой, подразумевают и новую творческую атмосферу, создать которую способны только новые люди. С этого сезона преемником Бернарда Хайтинка на посту музыкального директора "Ковент Гарден" стал 43-летний англо-американец итальянского происхождения Антонио ПАППАНО, заслуживший в предыдущие десять лет мировое реноме не только в качестве главного дирижера бельгийской оперы "Ла Монне" в Брюсселе, но и серией оперных записей на фирме EMI. Смена музыкальных руководителей в Королевской опере с ее пристрастием к стабильности - явление достаточно редкое и напоминает наследование престола в королевстве. Хайтинк провел на этом троне 15, а его предшественники, Дэвис и Шолти, соответственно по 15 и 10 лет - нить традиции, как видите, прочерчивается достаточно символично.

Оперная карьера Тони, как везде ласково называют Паппано, определилась незаметно для него самого, когда в 12 лет он стал аккомпанировать ученикам своего отца, вокального педагога по призванию. Для осуществления заветной мечты стать дирижером ему пришлось последовательно штурмовать все ступеньки на лестнице профессии одну за другой. И хотя это происходило достаточно быстро, не было никаких чудес и счастливых случайностей, кроме дара свыше и умения работать. В Коннектикут Гранд Опера он начал работать концертмейстером, репетитором хора и дирижером сценической духовой банды, затем был приглашен коучем (аналог нашего ответственного концертмейстера) в Нью-Йорк Сити Опера. Следующим этапом профессиональной идентификации стали несколько лет, проведенные в ассистентах дирижера в Барселоне, Чикаго, Франкфурте и на Байрейтском фестивале, где он работал в "команде" Баренбойма над новой версией "Кольца нибелунга". Первый реальный выход на дирижерский подиум состоялся в середине 80-х в Дании, но уже тогда было очевидно, что рождается уникальный оперный дирижер, любящий и знающий вокальную специфику. Мануальную технику Паппано осваивал на ходу, но его экстраординарная музыкальность и свежесть идей казались куда важней. Официальный оперный дебют состоялся в 1987-м в Осло, и это была "Богема", с которой, кстати, маэстро тремя годами позже дебютировал и в "Ковент Гарден". Ну а дальше музыкального директора Норвежской оперы приглашают возглавить "Ла Монне", и эту историю мы уже знаем лучше.

В "Ковент Гарден" с момента своей первой "Богемы" Паппано больше не дирижировал, даже после официального подписания контракта в 1999-м. Для своей инаугурации маэстро выбрал немецкую музыку - две оперы ХХ века. Сентябрьской премьерой оперы "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса "Ковент Гарден открыл новый сезон, а уже в октябре Паппано выпустит "Воццека" Берга. Мы встретились с Тони за несколько дней до открытия сезона. Несмотря на катастрофическую занятость в те дни, он нашел время для интервью. И вот предупредительная секретарь Розмари по петляющим театральным катакомбам приводит меня к кабинету музыкального директора "Ковент Гарден". За этой внушительной дверью ожидаешь увидеть что-то величественное, но все оказывается наоборот. Достаточно скромное пространство с кабинетным роялем, рабочий стол, кресла для гостей. По-домашнему располагающая обстановка. Но самый большой сюрприз - человеческое обаяние Паппано, который не строит из себя небожителя, держится на равных, открыто и просто. Маленький человечек с чаплинской жилкой, излучает симпатию и тепло, но сквозь немного грустную улыбку ощущается, что это человек дела и жестких принципов.

- С какими ощущениями вы переступаете порог "Ковент Гарден" в новом для себя качестве музыкального директора?

- С большим удовольствием. Возвращаюсь сюда как домой. Это очень эмоциональное событие в моей жизни, но смаковать радость особого времени нет. 1 августа я впервые вошел в свой рабочий кабинет, и в этот же день начались репетиции "Ариадны", с которой мы начинаем сезон в сентябре. С другой стороны, даже хорошо, что работа началась сразу - это наиболее удобный случай, чтобы познакомиться с людьми, почувствовать атмосферу театра и плавно войти в новый коллектив. Я восхищен архитектурой здания и технической оснащенностью внутри - сегодня, после реконструкции, возможности "Ковент Гарден" поистине безграничны. Ну, а о том, что в руки ко мне попал изумительный инструмент, о котором можно только мечтать, и говорить нечего: это блестящий оркестр, прекрасный хор, лучшие солисты со всего света, квалифицированный технический персонал. Все на высшем творческом уровне. Возможно, мы не имеем так много времени на репетиции, как принято в других театрах, но профессиональные традиции Королевской оперы позволяют нам делать все быстрее.

- А священного трепета перед этими традициями не возникает?

- Стараюсь держать себя в руках. Традиции в опере - это хорошо и настолько же плохо. Целый сонм великих теней витает над этим подиумом и столько же знаменитых маэстро продолжают дирижировать здесь сегодня. Удостоиться чести наследовать им, войти в их число - конечно же, восхитительный подарок судьбы, которая уже одним этим делает тебя частью истории. Эти старые стены пропитаны памятью о выдающихся спектаклях и интерпретаторах, каких уж нет сегодня, но с другой стороны, посмотрите - они же новые, эти стены. Я обожаю старые книги, внимательно изучаю прошлое, но это не становится для меня магическим пленом. Традиции не должны парализовать творческую волю, и свою главную стратегическую задачу я вижу в том, чтобы продвигать театр в будущее. И если речь идет о традициях, то лучше создавать новые. На основе старых.

- Призрак оперы за этот месяц вас еще не беспокоил? Дмитрий Хворостовский, например, засвидетельствовал мне, что в таких "древних" театрах, как "Ковент Гарден" или "Ла Скала", он кожей чувствует нечто витающее в воздухе, и что в новых театрах вроде "Метрополитен" энергетика несравнимо чище.

- Любой оперный театр просто обязан иметь своих фантомов - так уж повелось, по крайней мере в Европе. И не столь важно, старый театр или новый. Театр - это таинственное место, где не должно быть светло, где огромное количество людей независимо от уровня их интеллекта получают удовольствие от того, что сидят в темноте в состоянии тревожного ожидания, у нас это называется "саспенс" (suspense). А мы со сцены и из оркестровой ямы пытаемся в чем-то их убедить и зачаровать. Это какая-то магическая иллюзия. Призрак оперы способен проникнуть в каждого.

- Означает ли эксклюзив с "Ковент Гарден", что к нулю будут сведены все ваши контакты с другими театрами, а также симфонические выступления с другими оркестрами?

- Да, я не буду дирижировать оперой вне Лондона, во всяком случае два ближайших сезона. Я отказался также от всех иных своих административных обязанностей (поначалу предполагалось, что я останусь в Брюсселе на год дольше на принципах совмещения - но к общему удовлетворению стороны решили отказаться от подобного компромисса). Полностью отдаюсь "Ковент Гарден" и намерен посвящать ему семь месяцев ежегодно. Достаточно разнообразный план спектаклей, достаточно много записей на EMI. За десять лет в "Ла Монне" у меня было приличное количество спектаклей в других театрах, но теперь я нахожу, что это отвлекает, и на данном этапе для меня гораздо продуктивнее иметь только один, свой театр и служить ему верой и правдой. В этом плане я домосед. Что касается, симфонических концертов, то на их подготовку уходит гораздо меньше времени, чем на постановку оперы, и в этом сезоне я буду дирижировать здесь Лондонским симфоническим, а также оркестрами Чикаго, Лос-Анджелеса и Берлинским филармоническим. Намечается дебют в Концертгебау с оркестром Нью-Йоркской филармонии и новые контакты с оркестрами Баварского радио и академии "Санта Чечилия". Но в будущем мне бы хотелось остановиться на каком-то одном оркестре - тут я тоже однолюб.

- Я слышал, что по ходу дела у вас возникли проблемы с исполнительским составом "Ариадны". Удалось ли их разрешить?

- Удалось, но человеческие потери всегда невосполнимы - так, с нами больше нет Гёсты Винберга, замечательного шведского тенора, который должен был петь Бахуса. У Натали Дессей серьезная операция на гортани, и если все сложится удачно, то ее Цербинетта, возможно, украсит спектакль позже, в декабре. Сюрприз - меццо-сопрано Петра Ланг в титульной сопрановой партии, это риск, но риск просчитанный.

- В чем, по-вашему, особенности постановки?

- Опера Рихарда Штрауса о том, как сочиняется и ставится опера; здесь есть свой композитор, две соперничающие примадонны и, конечно, заказчик-спонсор. Это квинтэссенция театра в театре, и нам хотелось бы вложить в спектакль всю свою любовь к нашему жанру. Мы пытаемся сделать красиво, и я не думаю, что красота - плохое слово для театра. Наша постановка комбинированная и сочетает традиционное классическое видение с модерном.

- Расскажите о своем музыкальном происхождении, о ваших учителях в жизни и в профессии.

- Я родился неподалеку от Лондона, в Эппинге, потом мы (мама, папа, я и мой брат) жили в Вестминстере и Клэпхеме, а в 1973-м, когда мне было 13, наша семья переехала в США, штат Коннектикут. Мой отец был певец, тенор, но большой карьеры в опере не сделал - пересилило призвание к педагогике. Вместе с мамой они преподавали вокал сначала в Миланской консерватории, а потом везде, где жили. В шесть с половиной я начал играть на пианино и каждый день с утра до вечера слушал папиных учеников, а вскоре стал им аккомпанировать. Наш семейный педагогический "бизнес" с моим участием продолжался и в Америке, в общей сложности около 12 лет. Я освоил большой репертуар и все теноровые партии отца. Так что моя участь определилась достаточно рано. Три моих главных учителя это мой педагог по фортепиано Норма Верилли, мой мастер по композиции Арнольд Франкетти и Густав Майер, передавший мне из рук в руки профессию дирижера.
 

Препараты жиросжигатели спортивное питание предназначены для избавления от лишней жировой подкожной клетчатки. Как и любой препарат, эти не являются панацеей, но способны качественно помочь вам при соблюдении определенных условий: правильного режима питания и физических нагрузок. В ассортименте нашего интернет-магазина вы точно найдете ту продукцию, которая будет вам подходить по параметрам, а также по ценовой политике.

Публикация: 11-10-2002
Просмотров: 4220
Категория: Интервью
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.