ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Карфаген должен быть разрушен

Громкие скандалы вокруг "второй сцены" Мариинского театра (или "Мариинки-2") постепенно утихли, перейдя в вялотекущую стадию. Жителям домов, расположенных по соседству с будущим "антигравитационным взрывным мешком из-под мусора", как метко охарактеризовал своё детище сам архитектор Доминик Перро, "почему-то" не пришёлся по душе "временный регламент застройки территории", на которой пока еще стоит их жилье. На прошлой неделе на общественных слушаниях инициативная группа граждан объявила о подготовке обращения к губернатору Валентине Матвиенко с требованием приостановить реализацию проекта.

Да и кому это может понравиться? На основании какого-то "временного регламента" вас навсегда лишают жилья в центре Петербурга, принадлежащего вам на правах частной собственности. Не диковат ли "регламент"?

Этот вопрос обсуждался в 2005-м году на градостроительном совете, где рассматривались различные варианты застройки той территории, что уже давно застроена. Причём речь даже не шла о собственно Мариинском театре: говорили о сооружении паркинга и "бизнес-центра" на месте жилых домов. Правда, один из вариантов предполагал подземное строительство автостоянки под Театральной площадью. Однако все тут же поняли, что это потребует огромных затрат, да и сносить ничего не надо будет - несолидно, в общем. Карфаген-то должен быть разрушен! Тогда и принялись прикидывать, что сносить: либо два дома в Минском переулке, либо дом быта на улице Декабристов. Директор ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Андрей Кружилин тогда заявил, что дома на Минском переулке при возведении второй сцены Мариинки всё равно "попадут в зону плохой освещенности", из чего чиновники сделали единственно верный вывод: сносить все равно придется. Жаль только, что на пути дивного "инвестиционного проекта" неожиданно возникли около четырёхсот строптивых граждан.

История с "преобразованием территории" возле Мариинского театра (от Минского переулка, улицы Декабристов, Лермонтовского проспекта до улицы Союза Печатников) тянется не первый год - ровно столько же, сколько идет обсуждение самого проекта строительства второй сцены Мариинского театра. Уже непонятно, что же именно собираются возвести на месте "зачищенной" территории (и эскизы проекта Доминика Перро вдруг тихо исчезли с сайта Мариинского театра, как и вообще какие-то упоминания о грядущей реконструкции). Валерий Гергиев сообщил труппе в начале сезона: "никуда переезжать не будем, работаем, как обычно". В правительстве города думают, как снести дома и построить паркинг: так вышло, что реализация крупного проекта второй Мариинки ну никак не может обойтись без жертв и разрушений. Разруха нынче не в головах человеческих, она - на брегах Крюкова канала.

Жители назначенных к сносу домов небезосновательно полагают грядущее переселение мероприятием, крайне для них невыгодным. Стоимость здешних домов на рынке недвижимости сегодня очень высока. Площадь дома № 3 по улице Союза Печатников составляет 2700 кв. метров. Цена каждого метра жилья в этом районе составляет 3000 долларов за метр, всего порядка 8 миллионов долларов за дом. А район будущего места жительства выбирать будут, естественно, не жильцы, и рассчитывать на достойные квартиры им не приходится.

Комментируя развернувшийся скандал, глава района Константин Шмелев заметил, что "реализация этого проекта на сегодняшний день не может значиться даже в повестке дня. Девяносто процентов квартир в домах, которые предполагается сносить, находятся в хорошем состоянии и более того - в частной собственности. Повода для их ликвидации нет" - говорит он.

…Рассказывают, что раньше выше четырех этажей дома в этой части города не строили; утверждают, что согласно экспертизе, под домами находится плывун (сродни тому, что "внезапно обнаружился" в районе станции метро "Площадь Мужества"). Так это или нет, сказать трудно: официального геологического обоснования строительства, похоже, на сегодня нет.

В апреле этого года специалисты Главгосэкспертизы России выдали свое заключение по предпроектным проработкам нового здания Мариинки. В первых же его строках отмечено, что площадка для строительства выбрана неудачно: "проектные разработки, предложенные коллективом под общим руководством Д. Перро, подтверждают, что выбранная территория тесна для размещения новой сцены ГАМТ". Ошибка в выборе участка привела к тому, что проектом не может быть решен ряд градостроительных вопросов, а именно - отсутствует автостоянка.

Далее эксперты отмечают, что "здание второй сцены ГАМТ вышло за красные линии квартала, отведенного под строительство", а "оригинальное покрытие театра частично перекрыло акваторию Крюкова канала".

Кстати, эксперты возражали против сноса Дворца культуры Первой Пятилетки - памятника времен конструктивизма и советского классицизма. Его утрата была бы, по мнению ученых, "огорчительной". Сегодня - огорчайся или нет - на месте ДК в историческом центре города зияет гигантский пустырь.
И о внешнем облике нового здания: "В кратком описании проекта, - пишут эксперты, - автор трактует создаваемый комплекс, как "некое взрывное гравитационное пространство..." Агрессивность его... продолжена автором в колористической гамме внешней и внутренней отделки..." В заключении говорится, что "образным решением авторская группа не занималась, что видно хотя бы из того, что (согласно публикациям) автор проекта, Д. Перро, называет предполагаемую желто-полосатую оболочку неким "мешком для мусора". Вывод более чем конкретен: "Создание в исторической части Санкт-Петербурга "антигравитационного взрывного мешка для мусора", очевидно, будет неуважительным для северной столицы России, города, пережившего три революции и блокаду...".

По мнению экспертов, высота сценической коробки и декоративное покрытие нарушают высотный регламент застройки района. А из-за масштабности сооружения теряется рад видовых перспектив. То есть, из-за Мариинки будет плохо видно Никольский собор, Новую Голландию и многое другое.
Специалисты также пишут, что обновленная Мариинка (судя по представленной предпроектной документации) будет для посетителей не очень удобной. "Из-за скученности двух тысяч человек в очень ограниченном пространстве, из-за массы навесного оборудования, очень трудно будет обеспечить в зале психологический комфорт. Зал новой сцены лишен торжественности, а выбранная для него форма не поощряет общение в зале. Иначе говоря, техницизм эстетики нового зала не вполне гуманен".
Входная зона и фойе театра, доступ в которые планируется сделать открытым (люди будут заходить в открытое фойе под оболочку-"покрывало"), вызывают опасения с точки зрения безопасности. Изучив предпроектную документацию, эксперты пришли к выводу, что девяносто процентов помещений нового театра не имеют естественного освещения. А это очень плохо для работающих там людей. Не нашли специалисты и ответа на вопрос, как будет убираться снег с кровли, как стеклянный колпак будет мыться. Не будет ли второго "Трансвааля", когда на стеклянной оболочке накопятся зимние сугробы?
Это экспертное заключение выдано в апреле. Вполне возможно, что к следующему этапу воплощения проекта все замечания Главгосэкспертизы будут учтены архитекторами. Однако это станет известно, когда на экспертизу будет представлена новая документация. Передача документов была намечена на октябрь этого года, но судя по всему, будет отложена вновь.

Между тем реализация ещё не утверждённого проекта движется полным ходом: ещё толком неизвестно, что будет выстроено на Театральной площади - но ДК Первой Пятилетки уже снесли. Не обращая внимания на требования Государственной экспертизы. Очередные страдания для нашего великого поэта: как известно, за произвол застройщиков по отношению к историческим памятникам у на в стране никто, кроме Пушкина, ответственности не несёт.

Пресловутый золотой "мешок из-под мусора" - модерновый купол театра - до сих пор являлся главной причиной, по которой проект не хотели утверждать в Главгосэкспертизе, мотивируя это тем, что архитектор не может предоставить техническое задание по пожарной безопасности и эксплуатации этой конструкции. Если основная деталь останется без изменений, Главгосэкспертиза вновь откажет Доминику Перро в согласовании проекта.

Не исключено, что именно к такому развитию событий подталкивают Доминика Перро и сами заказчики. Глава Роскультуры Михаил Швыдкой уже как-то сообщал, что французу посоветовали взять в помощь российского архитектора. Это косвенно подтверждает информацию о том, что в Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации готовят новый проект второй сцены, который практически не будет иметь ничего общего с задуманным Домиником Перро. Ведь прямое отстранение француза от работы станет свидетельством того, что миллионные гонорары из федерального бюджета были заплачены архитектору нашими чиновниками просто так, "за красивые глаза".

в Роскультуре уверяют, что сдадут новую сцену в обозначенный срок - то есть к 2008 году. Однако оптимизм ведомства г-на Швыдкого понять трудно: ориентировочная сметная стоимость "Мариинки-2" приближается к 240 миллионам евро; работы задержаны почти на год (приступить к строительству должны были в мае текущего года). Кроме того, как сообщают в Главгосэкспертизе, для рассмотрения и одобрения столь противоречивого проекта ведомству потребуется несколько месяцев. Поэтому "неизвестно что" будет построено неизвестно когда.

Может, оно и к лучшему? Старый театр пока стоит, а Карфаген уже разрушен…

Кирилл Веселаго, 2006.

При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.

Публикация: 23-09-2006
Просмотров: 2014
Категория: Фантом недели
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.