Бесславный конец "Орфея"?
Уничтожается единственная российская радиостанция классической музыки
Тревожная и более чем странная обстановка складывается вокруг радиостанции "Орфей" - к великому прискорбию единственной в 150-милионной России радиостанции, передающей классическую музыку, а не подделку под нее. В "Российской газете" от 19 августа сего года (публикация "Орфей в аду") было помещено интервью с некоей госпожой Герасимовой - как оказалось, художественным руководителем Российского музыкального телерадиоцентра, которая намерена коренным образом перестроить деятельность станции. Внимательно изучив суть ее предложений, не трудно придти к выводу, что существованию любимой радиостанции, которую я, например, с огромным удовольствием слушаю на протяжении одиннадцати лет, грозит серьёзная опасность.
Господа реформаторы вознамерились из уникальной, строго академической, серьезной радиостанции соорудить очередной вариант удобоваримой для всех и каждого попсы. Основной эфир "Орфея" будет теперь заполнен "нарезками" из популярной классики, как это сделано на радио "Культура".
Для серьезных, аналитических передач, где можно услышать разные интерпретации произведений, сравнить их и пр. отводится самое неудобное ночное время. Крупная форма фактически вообще исчезнет из эфира - опера и симфонии "задвинуты" за 22.00, причем на них выделяется всего два часа! Таким образом, ни "Китеж" Римского-Корсакова, ни "Валькириию" Вагнера, ни многие другие произведения, которые не укладываются в двухчасовой формат, мы на "Орфее" уже не услышим. Оформлению эфира придадут лёгкий, развлекательный стиль, "украсив" его совершенно неподходящими для прежнего "Орфея", да и вообще для радиостанции классического направления, "джинглами", "лайнерами" и прочей мишурой. "Никаких смешанных суррогатных жанров мы пока допускать не будем", - обещает г-жа Герасимова. Пока? Лиха беда начало!
Самое грустное, что подается все это под видом привлечения молодежи к классической музыке, хотя любому мало-мальски грамотному человеку очевидны, по крайней мере, две вещи: во-первых, поколение 90-х, выращенное на "Тату" и прочей аморальщине, потеряно уже раз и навсегда не только для классической музыки, но и для общества, и, во-вторых, уж если горе-реформаторы действительно пекутся о расширении слушательской аудитории, то начинать надо не с убиения завоевавшей доверие многих радиостанции, а с выведения "Орфея" на нормальную частоту, чтобы любой желающий по всей России от мала до велика мог свободно приобщиться к классической музыке. Дайте "Орфею" нормальный сигнал, нормальный эфир, а потом и говорите - нравится он или нет, хотят его слушать или нет, есть ли потребность в классической музыке или нет!
То, что говорит г-жа Герасимова - аморально и чудовищно. Она и ей подобные в этой стране угробили уже не одно хорошее дело, оставшееся им с прежних времен как неудобное наследство, довели страну до ручки прежде всего в культурном отношении. Теперь их реформаторское внимание переключилось на один из последних бастионов высокого искусства. Возможно, время требует перемен, в том числе и на классической радиостанции. Но, я уверен, не таких, как предлагают эти недалекие люди. Страна, головы наших граждан, итак до предела (точнее до беспредела) замусорены дешевыми подделками и попсой - высокие рейтинги самых бездарных, безвкусных, пошлых и просто социально опасных теле- и радиопередач говорят сами за себя.
Я думаю (и очень надеюсь, что не ошибаюсь), что всякому интеллигентному человеку в России должны быть понятны мои и не только мои сомнения и даже возмущения подобными проектами. У нашего народа методично отбирают последние островки подлинного искусства, подлинной культуры, целенаправленно превращают его в быдло. Как с этим бороться - непонятно, особенно, когда вся эта вакханалия возведена практически в ранг государственной политики. Но, может быть, стоит начать с малого? Хотя бы отстоять "Орфей", улучшать, если это требуется, его работу в эфире, а не сознательно разрушать то, безусловно, ценное, что есть у этой радиостанции.
© Александр Матусевич , 2005.
Призрачный комментарий:
"трансляция концертов в эфире - это не радио"
- подобными перлами удивляет нас некая мадам Герасимова, которая, оказывается, художественно руководит всем нашим радио и ТВ. Вот чудеса! Мадам худруку, наверное, неизвестна история радио вообще: в эпоху отсутствия записей и "форматов" именно трансляции концертов составляли основу радиовещания; они перемежались с концертами из студии - тоже, разумеется, "живыми".
"Звучит Пятая симфония Бетховена - ты волей-неволей должен сопереживать, - глубокомысленно сообщает она. - Но если ты в машине и у тебя гудки слева, светофор прямо, а троллейбус сзади, это отвлекает". Как интересно! А если прозвучит ноктюрн Шопена, скажем - то переживать не надо, пропадёт троллейбус сзади и светофор - прямо?.. Железная логика...
А если из авто по соседству, оборудованного монструозными колонками, на три квартала вокруг несётся: "У! Е! Я не слышу тебя, ты не слышишь меня!" - то там и гудков не услышишь, и в тот самый светофор и въедешь...
Какая-то причудливая у г-жи руководителя картина в голове, ей-Богу! Разруха там воцарилась, что ли?..
Г-же Герасимовой дано, например, какое-то высшее знание: "В классике есть огромное количество музыки, которая понятна не только специалистам, но и широким кругам населения" - сообщает она. Только боюсь я, что количество этой "огромной музыки" превосходит все границы воображения г-жи Герасимовой, а "круги населения" неизмеримо шире, чем полагает мадам руководитель.
Мадам худрук полна решимости "Пустить элемент оформления - то, что у радийщиков называется лайнерами, джинглами". Остаётся только склониться в глубоком поклоне: что такое соната, симфония, рондо или ария, напимер, - я знаю. А вот "лайнер"? Я думал, что это что-то вроде большого белого парохода, а вот что такое "джингл" - вообще не имею понятия. Однако имею такую робкую мысль, что Бетховен, Вебер, Пуччини, Вебер, Масканьи или Рахманинов тоже имели об этих словечках представление довольно смутное...
"Цель какая? - декларирует мадам Герасимова. - Облегчить дневную часть эфира, ставя более короткие произведения". А что?! Скажите спасибо, что редактировать, "облегчать" опусы Чайковского или Рахманинова пока не собирается. Хотя эдак авторитетненько и сообщила: "Шестая симфония Чайковского не будет звучать у нас целиком". О как! Послушали скерцо, и - не выпендривайтесь, переходите на лайнеры с джинглами.
...В мире существует не одна сотня радиостанций, посвящённых исключительно классической музыке - и все они, как бы это не было удивительно для мадам Герасимовой, в FM диапазоне. Лично я, в какой бы стране не оказывался, находил "Classic FM" без труда - не говоря уже о более специальных программах. И, хоть и живут все эти станции в основном за счёт рекламы - почти на всех имеются так называемые "non-commercial hours" - то есть часы (как правило, во время трансляций оперных спектаклей или концертов), свободные от рекламных вставок.
Знаете, что отвечает художественный руководитель всея российского радио на все похожие доводы? - "Я не знаю, к примеру, другой страны, кроме России, где тюремная музыка имела бы такую популярность. У нас свой менталитет". Поняли? "Блин, ваще, ща нам крутой запил Листа канкретно по понятиям отяяжно сыграет клёвый лабух..." Ой, страшная, похоже, эта женщина - мадам Герасимова...
...Проснулся ночью в ужасе - кажется, видел во сне идеал классического ансамбля для г-жи Герасимовой. Сидели музыканты, играли квартет Бетховена. Затем скрипач перевернул ноты, и вдруг... поднялся с места и громко сказал: "РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА!"
...Будь это в моих силах, посадил бы я с величайшими почестями мадам Герасимову на лайнер, дал бы ей в руки джингл, да и отправил куда-нибудь... на радио "Шансон"...
© Кирилл Веселаго, 2005
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
Тревожная и более чем странная обстановка складывается вокруг радиостанции "Орфей" - к великому прискорбию единственной в 150-милионной России радиостанции, передающей классическую музыку, а не подделку под нее. В "Российской газете" от 19 августа сего года (публикация "Орфей в аду") было помещено интервью с некоей госпожой Герасимовой - как оказалось, художественным руководителем Российского музыкального телерадиоцентра, которая намерена коренным образом перестроить деятельность станции. Внимательно изучив суть ее предложений, не трудно придти к выводу, что существованию любимой радиостанции, которую я, например, с огромным удовольствием слушаю на протяжении одиннадцати лет, грозит серьёзная опасность.
Господа реформаторы вознамерились из уникальной, строго академической, серьезной радиостанции соорудить очередной вариант удобоваримой для всех и каждого попсы. Основной эфир "Орфея" будет теперь заполнен "нарезками" из популярной классики, как это сделано на радио "Культура".
Для серьезных, аналитических передач, где можно услышать разные интерпретации произведений, сравнить их и пр. отводится самое неудобное ночное время. Крупная форма фактически вообще исчезнет из эфира - опера и симфонии "задвинуты" за 22.00, причем на них выделяется всего два часа! Таким образом, ни "Китеж" Римского-Корсакова, ни "Валькириию" Вагнера, ни многие другие произведения, которые не укладываются в двухчасовой формат, мы на "Орфее" уже не услышим. Оформлению эфира придадут лёгкий, развлекательный стиль, "украсив" его совершенно неподходящими для прежнего "Орфея", да и вообще для радиостанции классического направления, "джинглами", "лайнерами" и прочей мишурой. "Никаких смешанных суррогатных жанров мы пока допускать не будем", - обещает г-жа Герасимова. Пока? Лиха беда начало!
Самое грустное, что подается все это под видом привлечения молодежи к классической музыке, хотя любому мало-мальски грамотному человеку очевидны, по крайней мере, две вещи: во-первых, поколение 90-х, выращенное на "Тату" и прочей аморальщине, потеряно уже раз и навсегда не только для классической музыки, но и для общества, и, во-вторых, уж если горе-реформаторы действительно пекутся о расширении слушательской аудитории, то начинать надо не с убиения завоевавшей доверие многих радиостанции, а с выведения "Орфея" на нормальную частоту, чтобы любой желающий по всей России от мала до велика мог свободно приобщиться к классической музыке. Дайте "Орфею" нормальный сигнал, нормальный эфир, а потом и говорите - нравится он или нет, хотят его слушать или нет, есть ли потребность в классической музыке или нет!
То, что говорит г-жа Герасимова - аморально и чудовищно. Она и ей подобные в этой стране угробили уже не одно хорошее дело, оставшееся им с прежних времен как неудобное наследство, довели страну до ручки прежде всего в культурном отношении. Теперь их реформаторское внимание переключилось на один из последних бастионов высокого искусства. Возможно, время требует перемен, в том числе и на классической радиостанции. Но, я уверен, не таких, как предлагают эти недалекие люди. Страна, головы наших граждан, итак до предела (точнее до беспредела) замусорены дешевыми подделками и попсой - высокие рейтинги самых бездарных, безвкусных, пошлых и просто социально опасных теле- и радиопередач говорят сами за себя.
Я думаю (и очень надеюсь, что не ошибаюсь), что всякому интеллигентному человеку в России должны быть понятны мои и не только мои сомнения и даже возмущения подобными проектами. У нашего народа методично отбирают последние островки подлинного искусства, подлинной культуры, целенаправленно превращают его в быдло. Как с этим бороться - непонятно, особенно, когда вся эта вакханалия возведена практически в ранг государственной политики. Но, может быть, стоит начать с малого? Хотя бы отстоять "Орфей", улучшать, если это требуется, его работу в эфире, а не сознательно разрушать то, безусловно, ценное, что есть у этой радиостанции.
© Александр Матусевич , 2005.
Призрачный комментарий:
"трансляция концертов в эфире - это не радио"
- подобными перлами удивляет нас некая мадам Герасимова, которая, оказывается, художественно руководит всем нашим радио и ТВ. Вот чудеса! Мадам худруку, наверное, неизвестна история радио вообще: в эпоху отсутствия записей и "форматов" именно трансляции концертов составляли основу радиовещания; они перемежались с концертами из студии - тоже, разумеется, "живыми".
"Звучит Пятая симфония Бетховена - ты волей-неволей должен сопереживать, - глубокомысленно сообщает она. - Но если ты в машине и у тебя гудки слева, светофор прямо, а троллейбус сзади, это отвлекает". Как интересно! А если прозвучит ноктюрн Шопена, скажем - то переживать не надо, пропадёт троллейбус сзади и светофор - прямо?.. Железная логика...
А если из авто по соседству, оборудованного монструозными колонками, на три квартала вокруг несётся: "У! Е! Я не слышу тебя, ты не слышишь меня!" - то там и гудков не услышишь, и в тот самый светофор и въедешь...
Какая-то причудливая у г-жи руководителя картина в голове, ей-Богу! Разруха там воцарилась, что ли?..
Г-же Герасимовой дано, например, какое-то высшее знание: "В классике есть огромное количество музыки, которая понятна не только специалистам, но и широким кругам населения" - сообщает она. Только боюсь я, что количество этой "огромной музыки" превосходит все границы воображения г-жи Герасимовой, а "круги населения" неизмеримо шире, чем полагает мадам руководитель.
Мадам худрук полна решимости "Пустить элемент оформления - то, что у радийщиков называется лайнерами, джинглами". Остаётся только склониться в глубоком поклоне: что такое соната, симфония, рондо или ария, напимер, - я знаю. А вот "лайнер"? Я думал, что это что-то вроде большого белого парохода, а вот что такое "джингл" - вообще не имею понятия. Однако имею такую робкую мысль, что Бетховен, Вебер, Пуччини, Вебер, Масканьи или Рахманинов тоже имели об этих словечках представление довольно смутное...
"Цель какая? - декларирует мадам Герасимова. - Облегчить дневную часть эфира, ставя более короткие произведения". А что?! Скажите спасибо, что редактировать, "облегчать" опусы Чайковского или Рахманинова пока не собирается. Хотя эдак авторитетненько и сообщила: "Шестая симфония Чайковского не будет звучать у нас целиком". О как! Послушали скерцо, и - не выпендривайтесь, переходите на лайнеры с джинглами.
...В мире существует не одна сотня радиостанций, посвящённых исключительно классической музыке - и все они, как бы это не было удивительно для мадам Герасимовой, в FM диапазоне. Лично я, в какой бы стране не оказывался, находил "Classic FM" без труда - не говоря уже о более специальных программах. И, хоть и живут все эти станции в основном за счёт рекламы - почти на всех имеются так называемые "non-commercial hours" - то есть часы (как правило, во время трансляций оперных спектаклей или концертов), свободные от рекламных вставок.
Знаете, что отвечает художественный руководитель всея российского радио на все похожие доводы? - "Я не знаю, к примеру, другой страны, кроме России, где тюремная музыка имела бы такую популярность. У нас свой менталитет". Поняли? "Блин, ваще, ща нам крутой запил Листа канкретно по понятиям отяяжно сыграет клёвый лабух..." Ой, страшная, похоже, эта женщина - мадам Герасимова...
...Проснулся ночью в ужасе - кажется, видел во сне идеал классического ансамбля для г-жи Герасимовой. Сидели музыканты, играли квартет Бетховена. Затем скрипач перевернул ноты, и вдруг... поднялся с места и громко сказал: "РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА!"
...Будь это в моих силах, посадил бы я с величайшими почестями мадам Герасимову на лайнер, дал бы ей в руки джингл, да и отправил куда-нибудь... на радио "Шансон"...
© Кирилл Веселаго, 2005
При перепечатке просьба ссылаться на источник и ставить создателей сайта в известность.
Публикация: 2-09-2005
Просмотров: 4839
Категория: Фантом недели
Комментарии: 0