ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

"Гори-гори ясно, чтобы не погасло..." -

- легкомысленно поёт детский хор в первой картине оперы "Пиковая дама". Как мы ещё убедимся, огонь в опере играет достаточно важную роль. Но утверждение это справедливо не только для развития оперных сюжетов, но и для истории тех театров, на сцене которых эти самые оперы и давались. Между прочим, среди колдунов, экстрасенсов и прочей сведущей в магических делах публики довольно часто бытует мнение, что шаманы и жрецы прошлого не без умысла передавали своим последователям опыт многих таинственных обрядов с некоторыми искажениями, или просто не до конца: они опасались, что подобные познания в руках недостаточно зрелой личности могут привести к большой беде. Но, удивительное дело: похоже, что именно неточное следование заветам композитора (или грубое искажение оных), и без того изложенных в достаточно условном и эфемерном виде оперной партитуры, порою приводило к роковым последствиям. Как будто бы самодеятельные алхимические опыты с высокой энергетикой оперного искусства некоторых деятелей от дирижирования и режиссирования заканчивались стремительным выбросом энергии "не в ту сторону", как говорится… Как будто бы сам Призрак оперы , не выдержав глумления над высокими чувствами, и в самом деле менял терпеливую милость на безудержный гнев…

Знаменитый петербургский оперный театр, названный Мариинским по имени царствовавшей императрицы Марии Александровны, и известный в коммунистические годы, как театр им. Кирова, был торжественно открыт 2 октября 1860 года исполнением "Жизни за царя" - оперой Глинки, из соображений политкорректности в пресловутые годы застоя неброско и нейтрально называвшейся "Иван Сусанин". До постройки здания театра - почти сто лет - спектакли ставились в Большом (Каменном) театре, который долгое время одиноко возвышался на месте нынешней Консерватории на Карусельной площади, как в то время именовалась Театральная площадь.

В 40-е годы XIX века, когда в Петербурге возник интерес к цирковым представлениям, то на карусельной площади, прямо напротив Большого театра, построили… гибрид театра и цирка - он был оборудован и сценой, и манежем. Автором этой оригинальной идеи был один из ведущих российских зодчих того времени Альберто Кавос. Театр-цирк впечатлял роскошью отделки и впервые примененным в российском театре газовым освещением. Нынешние руководители оперы, надо сказать, делают всё, что возможно, чтобы скрестить оперу с цирком - но для тех лет, бесспорно, подобное решение изрядно опередило своё время. Возможно, именно поэтому ровно через десять лет после открытия, театр-цирк сгорел. Мощный пожар оставил лишь каменные стены. Император Александр II повелел восстановить здание и поручил разработать проект все тому же Альберто Кавосу. На этот раз решили обойтись без "циркачества", и новое здание было построено исключительно для нужд музыкально-драматического театра. Попутно петербуржцы успешно боролись с комплексами "культурной столицы с областной судьбой": сцена по ширине сравнялась со сценой Большого театра в Москве, а авансцена стала шире, чем в миланском Ла Скала. К удлиненному зрительному залу был добавлен еще один ярус, над бывшими конюшнями надстроены боковые корпуса, а для царской ложи устроены отдельные лестницы и фойе. Последний раз пожарные штурмовали здание Мариинки в девяностых годах ХХ века - по счастью, на сей раз то были лишь плановые учения пожарных расчётов… Недавно сгорело "лишь" здание производственных мастерских и складов декораций театра - по счастью, это здание находится, как минимум, в двух кварталах от театра...

Всякий слыхал о московском Большом театре - а кто не видел его своими глазами, наверняка встречал его изображение на обёртке столичного шоколада. Не все, возможно, знают, что когда-то он назывался Петровским театром. Вернее, не тот Большой, чей облик ныне хорошо известен культурной публике, а то здание Петровского театра, что сгорело 8 октября 1805 года, в третьем часу дня. Как утверждают исторические документы - "по причине неосторожности гардеробмейстера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем". "Петровского театра как не бывало, - писал в своем дневнике московский театрал С. Жихарев, - кроме обгорелых стен, ничего не осталось..."

Новое открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Перед началом спектакля публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.

В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона - певец Николай Лавров, музы Терпсихоры - ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор. (Кстати, супруга гениального гитариста-виртуоза и одарённого композитора Фернандо Сора).

Так или иначе, но эти меры предосторожности не помогли, и пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года в театре начался пожар - на сей раз уже "по неизвестной причине". Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. Двое суток боролись пожарные с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Его останки тлели еще около недели.
Разумеется, случилось то, что всегда и происходило во время театральных пожаров: в огне безвозвратно погибли собиравшиеся с конца XVIII века театральные костюмы, декорации спектаклей, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

20 августа 1856 года восстановленный А. Кавосом Большой театр был открыт вновь: в присутствии царской семьи и представителей всех государств давали оперу Беллини "Пуритане" в исполнении итальянской труппы. С тех пор здание театра украшает Театральную площадь в Москве и по сей день, выдержав не только многочисленные ремонты и реконструкции, но и попадание авиабомбы во время Великой Отечественной войны.

Менее повезло великолепному зданию Дрезденской оперы: во время авианалётов союзной авиации 13-14 февраля 1945 года оно было обращено в руины. Хотя, разумеется, и задолго до войны без пожаров здесь не обходилось: Семпер-опер - знаменитый круглый театр, считавшийся в то время самым красивым оперным театром мира, сгорел дотла в 1869 году. Как бы то ни было, это не обескуражило архитектора Готтфрида Семпера - через семь лет в заново выстроенном по его же проекту здании, Дрезденская опера открылась вновь.

12 марта 1945 года, совсем незадолго до окончания войны, Венская опера удостоилась прямого попадания авиабомбы: уцелели лишь стена парадного фасада да красивая лестница. На восстановление театра потребовалось десять лет - но "зато", как говорится, венской Штаатсопер удалось избежать пожаров. Предусмотрительные венцы, любящие оперу, пожалуй, едва ли не больше своего традиционного апфельштруделя и венских сосисок, с середины XVIII века давали спектакли Придворной оперной труппы (именно так называлась Государственная опера до 1918 года) на сцене "Бургтеатра", а с 1763 года - "Кернтнертортеатра"; в них-то, время от времени, и полыхали пожары.

Знаменитый миланский театр Ла Скала - точнее, стоявший на его месте тогда Театро Реджо Дукале, сгорел 25 февраля 1776 года. Правда, его предшественник - театр Regio Ducal Teatro Nuovo, или Новый, был уничтожен огнём ещё в январе 1708 года. В отличие от австрийцев с их апфельштруделями, у итальянцев любовь к прекрасному пению и хорошей музыке всегда доминировала, опережая даже религиозные чувства, поэтому новое здание, спроектированное архитектором Джузеппе Пьермарини, опять воздвигли на том же месте, где когда-то стояла церковь Santa Maria della Scala. Оперный театр Teatro Grande alla Scala, больше известный всему миру просто, как Ла Скала, открылся третьего августа 1778 года оперой Антонио Сальери "Признанная Европа".

Несмотря на всемирную славу, на всевозможные ремонты и реконструкции денег у Скала постоянно не хватало. В 1807 году, по случаю визита в Милан Наполеона, там подкрасили потолок. А свой окончательный вид фасад принял только в 1813 году. Спустя некоторое время решили, что такой выдающийся театр не может стоять просто на какой-то улице: в 1858 году перед фасадом театра открылась небольшая площадь, Piazza della Scala. Вскоре улицу, на которую выходил фасад - contrada San Giuseppe - переименовали в via Verdi.
Представьте на мгновение, что где-нибудь у нас проспект святого Андрея Первозванного вдруг переименовали бы в улицу Андрея Петрова… Правда, нельзя сравнивать святого Джузеппе с Андреем Первозванным, а Верди - с… Впрочем, мы отвлеклись. А тем временем в Скала вновь подновили потолок и отделку зала: свечное освещение давало много копоти. Поэтому в 1860 году театр оборудовали газовым освещением. Но копоти стало не намного меньше, и через пять лет отделку потолка пришлось полностью заменить. Более того: в 1789 году потолок снова покрасили. Это хлопотное занятие так "достало" миланцев, что 1883 году в театр провели электрический свет. Возможно, счета за электричество тоже сыграли свою роль, но через десять лет вследствие глубокого экономического кризиса театр был вынужден закрыться на год. Как уже упоминалось, все модернизации и ремонты проходили в Ла Скала с большим "скрипом". Зал ещё раз отремонтировали в 1930 году, а в 1921 и 1937 году модернизировали и перестраивали сцену.

Тринадцатого августа 1943 года театр Ла Скала был разрушен прямым попаданием авиабомбы. Однако просто невозможно себе представить Милан без этого театра - по крайней мере, итальянцы уж точно смириться с этим бы не могли, и спустя год после окончания войны, 11 мая 1946 года, легендарный Артуро Тосканини дирижировал торжественным концертом в восстановленном из руин театре. А в 1969 году там вновь привычно ремонтировали потолок…

В годы войны во Франкфурте все до единого театры были разрушены. Свою послевоенную славу Франкфуртская опера зарабатывала, базируясь в современном архитектурном комплексе. Тем временем, после бесконечных дебатов, Alte Oper, построенная в 1880 году специально для оперы, и после войны известная на протяжении тридцати семи лет, как "прекраснейшие руины Германии", была восстановлена, бережно отреставрирована, оборудована по последнему слову техники и открыта 28 августа 1981 года в качестве концертного зала и конференц-центра. Возможно, именно поэтому в ночь на 11 ноября 1987 года сгорела не Alte Oper, а помянутое суперсовременное здание на Театерплатц. Сегодня можно было бы сказать, что пожар даже пошёл на пользу этому шедевру архитектуры: три года, ушедшие на ремонт, позволили добавить к комплексу репетиционные помещения для балета и оркестра, оборудовать сцену самой последней техникой, и изменить конструкцию потолка, что значительно улучшило акустику зала.

Похоже, что в силу различных причин, в конце XVIII века мультфильм "Приключения капитана Врунгеля" ещё не был широко известен в Италии - по крайней мере, складывается впечатление, что создатели венецианского театра "Ла Фениче", назвав воздвигнутое в 1792 году творение зодчего Джан Антонио Сельвы в честь мифической птицы Феникс, не слышали песенку Врунгеля: "Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт"… Посему неудивительно, что "Ла Фениче" сгорел дотла в 1837 году - гораздо более изумляет тот факт, что следующий пожар там случился уже в 1996 году. Пожарные с тоской взирали на весёлые языки пламени, пожиравшие здание, ибо делать им было решительно нечего: впервые за многовековую историю города на воде все каналы, окружавшие здание театра, были осушены для очистных работ…
Возможно, я просто недооценил прозорливость людей, подаривших театру его название: понимая неизбежность пожаров в оперном театре, они лишь хотели быть уверенными в том, что после каждого из них театр быстро восстанет из пепла. По крайней мере, пока всё происходит именно так: ведь театр "Феникс" был построен на месте сгоревшего театра "Сан-Бенедетто". Постройка "Ла Фениче" планировалась и финансировалась синдикатом венецианских купцов, простых граждан и дворянства, посему на фасаде было решено вырезать слово "societas" ("общество"). Говорят, ещё до того, как последняя буква была выбита в камне, венецианцы уже придумали собственный акростих: Sine Ordine Cum Irregularitate Erexit Theatrum Antonius Selva - что значит: без порядка, нерегулярно, воздвиг сей театр Антонио Сельва…

В далёком 1734 Чарльз Бурбон, сын испанского короля Филиппа Пятого, отбил находившийся под властью австрийцев Неаполь от Габсбургов. Объявленный вскоре королём Обеих Сицилий Чарльзом Третьим, он превратил Неаполь в отдельную монархию. Для неаполитанских любителей оперы всё это выразилось в том, что старый и тесный театр Сан Бартоломео, за годы австрийского правления обветшавший и пришедший в упадок, был разрушен - а вместо него, поблизости от королевского дворца, в 1737 году было воздвигнуто новое роскошное здание театра Сан Карло. В 1811 году театр был модернизирован: расширен зал, сделан новый фасад… Он сгорел 13 февраля 1816 года.

Кстати,знаменитая "Аида" была написана Джузеппе Верди по заказу Оперного театра в Каире - в 1871 году там состоялась мировая премьера этой оперы.

(Между прочим, широко распространено заблуждение, что Каирский театр открылся премьерой "Аиды" - это неверно, хотя поначалу так всё и планировалось. Первой постановкой театра, выстроенного в честь открытия Суэцкого канала, стал "Риголетто" (1869), поскольку костюмы и декорации для "Аиды" надолго "застряли" в Париже - причиной столь долгой задержки послужила некстати случившаяся Франко-Прусская война).

Великолепные оригинальные декорации и костюмы, бережно сохранявшиеся в каирской опере, сгорели в 1970 году - разумеется, вместе с самим театром. По горькой иронии судьбы, это было единственное театральное заведение в мире, где пожарная часть была расположена непосредственно в стенах основного здания.

По европейским меркам, барселонский театр "Лисео" был выстроен совсем не так давно, в 1847 году - до той поры оперные спектакли давались в других театрах города. Тем не менее, он тоже полностью сгорел в 1861 году, однако через год был полностью восстановлен. Один из самых крупных и красивейших театров Европы, Лисео играл ведущую роль в культурной жизни страны: немало испанских премьер опер Вагнера, Бородина, Мусоргского, Чайковского состоялось именно здесь.
Националистические и сепаратистские настроения на рубеже XIX - XX веков не обошли стороной и Лисео: многие оперы Вагнера, например, давались в переводе… на каталонский язык. При этом забавно, что оперы именно испанских композиторов, Альбениса и Гранадоса, особым успехом здесь не пользовались… Неизвестно, чем Лисео прогневил Призрака оперы - но второй раз театр сгорел совсем недавно, в 1994 году.

Однажды у пожарного, большую часть своей жизни проработавшего в театре, спросили, в чём основное различие между скрипкой и роялем. Практически не задумываясь, он ответил: " - Рояль дольше горит"…

(продолжение следует)


© Кирилл Веселаго, 2003.
Цитирование и воспроизведение материала в любом виде запрещено и карается вендеттой до пятого колена.
 

 

Публикация: 26-11-2003
Просмотров: 4684
Категория: Фантом недели
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.