ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

“Дон Жуан” в СПб Опера: дитя семимесячное, но жизнеспособное

В театре "Санктъ-Петербургъ Опера" в минувшие выходные была дана долгожданная и долго готовившаяся премьера: "Дон Жуан" Моцарта. 

Оформление спектакля, по большому счёту, решено во вполне традиционном ключе - как и всегда у художника В. Окунева, оно красиво, весьма стильно и остроумно. Вопросы вызывают лишь некоторые режиссёрские находки: например, столь же глубокомысленное, сколь и бессмысленное "путешествие" люстры в ансамбле масок у Дон Жуана в доме: она медленно опускается до пола, затем вновь плавно уезжает вверх. Разочаровывает и сцена со статуей Командора: собственно памятник скрыт за занавесочкой (кстати, постоянной участницей многих сцен), разделяющей сцену на две половины: видимую и невидимую для зрителя, а Лепорелло вынужден сновать туда-сюда: то к "statua gentilissima del gran Commendatore", то обратно к Дону Джованни. Вообще, спектакль можно разделить на две части: "придуманное режиссёром" и собственно оперу Моцарта. Первое, по большей части, занимает самое начало и финал: на фоне увертюры разворачивается мимическое действо, в котором (вроде бы как) все главные действующие лица договариваются провести Дон Жуана - говоря проще, элементарно его убить "за все грехи". К сожалению, в программке о намерениях режиссёра нет ни слова, а вот "постановочная идея" из этой пантомимы ну никак не читается, хоть убей! (даже на втором подряд спектакле). "Оживляж" гениальной увертюры телодвижениями немых героев скорее раздражает.

Однако собственно действие оперы идёт без сучка, без задоринки: всё-таки Юрий Александров по первому образованию - музыкант, а опус Моцарта и Да Понте не оставляет "игривым" режиссёрам особого пространства для "манёвра": там и Дон Оттавио - не зловещий "масон", но романтически-инфантильный влюблённый: даже не Пьеро, а просто пудель Артемон какой-то. Несчастные по-своему донны - Эльвира и Анна. Кондовый деревенщина Мазетто, трусливый хитрован Лепорелло - все они вполне адекватно живут и взаимодействуют на сцене, ведь музыку и текст не так уж и просто кардинально "переосмыслить" режиссёрскими приёмами. Тем досаднее выглядела ария донны Анны ("Crudele!.. Non mi dir, bell'idol mio…") - нежный монолог о любви превратился в буффонный номер театра Евгения Петросяна "Кривое зеркало": тут и ужимки а-ля ансамбль "Берёзка", и псевдо-египетские жесты в стиле "Аиды", но дальше - больше: Донна Анна, скользнув за упомянутую уже выше занавесочку на сцене, вдруг выскакивает обратно в исподнем, со стальным "поясом верности" на чреслах и в металлическом бюстгальтере, после чего начинает активно уснащать своё пение откровенно непристойными телодвижениями. Всё это идёт в полное противоречие с музыкой, потому не оставляет никакого впечатления, кроме досады и раздражения.

"Думаю, качество оперной труппы определяется именно "Дон Жуаном"… Существует негласное правило: если в театре могут исполнить "Дон Жуана", то можно браться за любую оперу" - это слова Юрия Александрова, вынесенные в эпиграф к программке спектакля. Что тут возразить? Исполнить, в общем-то, могут, и (за некоторыми исключениями) весьма достойно. Исполнители и музыканты оказались самым сильным звеном этой постановки. Оркестр под управлением Валентина Богданова играл на удивление слаженно и стройно; ансамбли были крепко сбиты и тщательно сделаны; дирижёр ловко "ловил" нередко ошибавшихся от волнения дебютантов. В общем, оркестр "СПб Опера" показал, что немногочисленный состав, приближенный к оригинальному (на премьерах "Дон Жуана" в 1787 году в Праге оркестр состоял из 36 музыкантов) в моцартовском репертуаре совершенно не уступает гипертрофированным симфоническим оркестрам. Оба исполнителя заглавной партии - Сергей Калинов и Дмитрий Лавров - хороши, и каждый по-своему. Если Джованни Калинова брутален, циничен и непоколебим, то Дон Жуан Лаврова, наоборот: мягок, обходителен, даже нежен: как говорится, мягко стелет, да жестко спать. В вокальном отношении оба показали себя зрелыми мастерами. Также вполне беспроблемными певцами показали себя и исполнители роли Дона Оттавио: Сергей Алещенко и Евгений Наговицын. Вообще, "обстрел" молодых солистов и возможность для выступления в опере Моцарта уже зрелым артистам труппы - самая, наверное, отрадная черта этой премьеры.

На премьерном спектакле Донну Анну прекрасно исполнила Екатерина Кудрявцева, а вот Донна Эльвира - пожалуй, "больное место" премьерных составов "СПб Опера": Анна Горячева, лучшая исполнительница этой партии в труппе, всё-таки демонстрировала как вокальные огрехи, так и недостаточную выносливость. Приятно порадовал бас Владимир Феляуэр, выступивший в двух спектаклях в весьма разнохарактерных ролях Лепорелло и Командора. В партии Мазетто весьма колоритен оказался характерный толстяк Николай Михальский, а обаятельной селянкой Церлиной - Лариса Иванова.

Данная постановка "Дон Жуана" - одна из распространённых в последнее время режиссёрских работ, что требует развёрнутого рассказа-пояснения режиссёра в программке или буклете. К сожалению, ничего подобного театр не выпустил, поэтому "непонятки" были неизбежны. Ваш покорный слуга так и не понял, почему лихой Дон Джованни постоянно расхаживает вообще без шпаги (в одном случае он выходит из кулисы вооружённый, но без перевязи и ножен); почему в поединок с благородным Командором он вступает со случайно найденным в углу сцены кинжалом. Неясно, почему арию мщения "Or sai chi l'onore", обращённую непосредственно к Оттавио, Донна Анна поёт, адресуясь к Донне Эльвире. Непонятно, почему Командор в финале является не в виде статуи, а в виде зомби с тем самым кинжалом в груди - и не жмёт Джованни руку, а (опять-таки при помощи пресловутого кинжала) прикалывает руку Дона к столу. И умирает Дон Жуан не от пожатья каменной десницы, а от того, что в бокал с вином Коммендаторе буднично накапал ему яду.

А дальше, в нравоучительном финальном ансамбле, начинается просто содом какой-то: Донна Анна усаживается на колени к Мазетто а затем пьёт на брудершафт и "зажигает" с собственным (благополучно воскресшим) папашей (вот и догадайся, кому хранит она верность путём ношения стали с замком на чреслах?), Церлина вовсю "клеит" Оттавио… Как мне пояснили ассистентки Юрия Александрова, это - "окружение" Дон Жуана, которое путём чудовищного "развода" и коварного обмана решило его, так сказать, отправить к праотцам вместо Командора. И незатейливая пантомима на увертюре призвана проиллюстрировать именно это. Однако без субтитров сия идея никак не читается. Возможно, это интересно, но - из другой оперы.

Правда, порадовало решение режиссёра, в западных постановках уже ставшее классикой: на последних тактах финала Дон Жуан, как ни в чём не бывало, появляется на балконе в окружении сонма красоток, потешаясь над своими обидчиками. Он как будто говорит нам, что за 220 лет сценической истории кто и как только не ставил эту оперу! А в скрижалях остаются только Дон Жуан и Моцарт.

© Кирилл Веселаго
Если вы планируете ремонт в вашем жилище, тогда наш сайт специально создан для вас. Мы предлагаем только лучший уровень услуг по доступной ценовой политике. Наши специалисты с удовольствием рассчитают для вас, какая смета на ремонт квартиры под ключ вам необходима. Посетите наш ресурс прямо сейчас, чтобы получить самую полную и актуальную информацию о спектре наших услуг и ценовой политике. Заходите к нам, чтобы получить высочайшее качество по демократичной цене. 

Публикация: 14-04-2009
Просмотров: 3703
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.