ГЛАВНАЯ ОБМЕН БАННЕРАМИ ССЫЛКИ ССЫЛКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЙТЫ О ПРОЕКТЕ

Триумф Флореса и Дессей

Триумф Флореса и Дессей"Дочь полка" в Метрополитен опера

"Дочь полка" Доницетти - это опера "для тенора": партия Тонио считается одной из самых сложных партий тенорового репертуара. Немыслимые колоратуры, сложнейшие переходы от одного регистра к другому и, как апофеоз, девять верхних "До" в одной арии! Перефразируя слова героя одного популярного фильма, можно сказать, что решиться исполнить эту партию - это не подвиг, но что-то героическое в этом есть! На это отважится далеко не каждый, даже самый выдающийся певец. Одним из последних великих Тонио был Лучано Паваротти. Сорок лет назад специально для него "Дочь полка" была поставлена на сцене лондонского Ковент Гарден. После Паваротти место смельчака долгое время оставалось вакантным. И вот несколько лет назад его занял блистательный перуанский тенор Хуан Диего Флорес. В прошлом году он пел Тонио в "Ла Скала", в этом году он повторил свою коронную партию в МЕТ. В конце апреля - начале мая мне удалось послушать "Дочь полка" Гаэтано Доницетти в Метрополитен-опера.

Метрополитен-опера (если точнее, "Дочь полка" - совместное производство лондонского "Ковент-Гарден", Венской оперы и Мет) блестяще показала, как нужно ставить комические оперы. Легко, на смехе, озорно... Как смешна походка Мари (Натали Дессей), как по-солдатски четки ее движения! Как карикатурно выглядит старый ворчун, сержант Сюльпис (Алессандро Корбелли), командуя полком и воспитывая девушку! Как стремителен Тонио (Хуан Диего Флорес) в своем желании сделать все возможное для Мари! Как нелепо и смешно выглядят попытки маркизы Беркенфилд (Фелисити Палмер) перевоспитать Мари! Как чудесно подыгрывает солистам гренадерский полк, активно участвуя в действии! "Дочь полка" пестрит виртуозно поставленными мизансценами, в стремительном темпе сменяющими друг друга. Чего стоит только танк, на котором появляется Тонио, чтобы вызволить Мари из аристократической тюрьмы! Оттуда, как Ленин с броневика, Тонио поет свою выходную арию. Все сделано с большим вкусом, остроумно и очень динамично. Не припомню, когда еще на оперном спектакле я столько смеялся. Браво режиссеру спектакля, французскому мастеру Лорену Пелли! "Дочь полка" - дебют режиссера в МЕТ. Всего в послужном списке Пелли - более пятидесяти оперных постановок за последние двадцать лет. В этом году режиссер стал артистическим директором Национального театра в Тулузе.

Волшебная музыка Доницетти служит полноправным участником насыщенного до предела стремительного действия. "Дочь полка" пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Безусловными героями спектакля стали исполнители главных партий Натали Дессей и Хуан Диего Флорес.

Партия Мари как будто создана для Дессей. Одно удовольствие наблюдать, как играючи, с невероятной виртуозностью исполняет певица безумно трудные пассажи, при этом абсолютно перевоплощаясь в свою героиню. Когда она в военных галифе с подтяжками впервые появляется на сцене, ее даже не сразу узнаешь. Она таскает мешки с бельем, гладит мужские рубашки, чистит картошку, развешивает панталоны... В ее угловатых манерах и бесформенной фигуре невозможно распознать красивую, да еще влюбленную девушку. А во втором действии она попадает в замок к маркизе, и та учит ее хорошим (аристократическим) манерам. Зал хохочет, когда бедная Мари-Дессей (в платье, что непривычно для "дочери полка") мучается, изучая скучнейшую арию, - видимо, одну из тех, которые регулярно исполняют аристократы за завтраком... Можно пересказывать практически каждую сцену с участием певицы, ибо все они тщательно выверены и доведены до совершенства. Никогда прежде в опере мне не приходилось видеть такого идеального сочетания актерской игры и вокальной техники.

В 2001 году она впервые исполняет партию Лючии в опере Доницетти "Лючия де Ламмермур", и тогда же у нее возникают проблемы с голосом. Певица отменяет почти все запланированные заранее спектакли в Венской опере, и в июле 2002 года ей делают операцию на голосовых связках. Голос возвращается, певица снова включается в активную творческую жизнь. Уже в феврале 2003 года она выступила с сольным концертом в Париже, но вскоре опять начались проблемы с голосом. Ей была сделана еще одна операция. Две тяжелейшие операции на связках за два года! Многие думали, что вокальной карьере Натали Дессе придет конец. Многие, но только не она. Преодолев все преграды и научившись заново петь, она вернулась победительницей. С середины 2005 года она вновь активно выступает на оперных сценах мира.

В Чикагской Лирик-опере Хуан Диего Флорес выступал всего один раз, исполнив партию Дона Рамиро в опере Дж.Россини "Золушка". Я помню, в партии Дона Рамиро прекрасный голос певца сочетался с некоторой актерской невыразительностью. Флорес тогда немного выбивался из общего состава спектакля своей неподвижностью. Он пел, обращаясь в зрительный зал, а не к Золушке, показывая нам фантастические возможности голоса. В партии Тонио все было не так. Помимо своего вокального таланта певец раскрылся как замечательный комедийный актер.

В первом акте все, конечно, ждали знаменитой арии Тонио "Ah, mes amis" - той самой, которая сделала звездой Лучано Паваротти. Все ждали повторения Чуда, и Флорес оправдал ожидания. Последние звуки оркестра утонули в море аплодисментов. Стоячая овация зрительного зала не дала возможности продолжить спектакль, и Флорес спел арию на бис. До Нью-Йорка он бисировал эту арию в Болонье, Генуе, в Японии и в феврале 2007 года в "Ла Скала". После пятиминутных оваций дирижер позволил оркестру вновь сыграть арию и певец повторил свою партию.

До премьеры "Дочери полка" в Нью-Йорке Гелб разговаривал с Флоресом и сказал ему, что если публика попросит и певец захочет, он не будет возражать против повторения арии. Когда на первом исполнении оперы раздалась буря аплодисментов, Гелб был у себя в кабинете. Директор нажал кнопку на своем столе, дирижер спектакля Марко Амилиато получил сигнал, оркестр заиграл вступление, и Флорес повторил арию. Так продолжалось на каждом спектакле, так было и в тот день, когда я слушал оперу.

В "Дочери полка" хороши все: итальянский баритон Алессандро Корбелли в партии сержанта Сюльписа, английское меццо-сопрано Фелисити Палмер в образе маркизы Беркенфилд, баритон Дональд Максвелл в партии дворецкого... В целом "Дочь полка" смело можно назвать одной из самых увлекательных оперных постановок последних лет.

Находясь в зале Метрополитен и слушая "Дочь полка", я невольно сравнивал нью-йоркский театр с чикагским. Различий много, начиная от субтитров. Если в Лирик-опере над сценой висит длинный узкий экран, куда прецируются английские субтитры, то в МЕТе перед каждым сидением находится светящееся табло. Говорят, музыкальный руководитель Мет Джеймс Ливайн сказал, что не хочет принуждать зрителей читать перевод, если они этого не хотят. Поэтому в Нью-Йорке придумали другой вариант: маленькое табло на спинке сидения перед тобой. Его можно включить в процессе представления.

Поразила прекрасная акустика МЕТа. Не секрет, что в Лирик-опере есть зоны, куда лучше не садиться - рискуешь ничего не услышать. В МЕТе такого нет. Отовсюду замечательно видно и слышно. Так что не только "Дочь полка", но и сам оперный театр произвел самое благоприятное впечатление. Впрочем, с недавнего времени лучшие оперные спектакли МЕТа можно смотреть в кинотеатрах Америки и всего мира. Желающие могли увидеть и обозреваемую мною сегодня оперу: 26 апреля 2008 года "Дочь полка" в прямом эфире демонстрировалась в кино.

Да, этот эксперимент вот уже третий год проводит Питер Гелб: лучшие оперные спектакли Метрополитен можно увидеть в кинотеатрах по всему миру, в том числе в Чикаго и пригородах. За три года инициатива Гелба приобрела огромную популярность. Что делать тем любителям оперы, которые живут в провинции, вдали от крупных городов и оперных театров, и не имеют возможности послушать оперу в зрительном зале? Подобно телевидению, кинотеатр становится единственным общедоступным местом, где можно услышать и увидеть лучших солистов, звезд современной оперы. К тому же с помощью многих камер, распределенных по всему огромному театру, можно заметить самые мелкие детали, которые в самом зале визуально доступны лишь зрителям первых рядов. Когда смотришь и слушаешь оперу в кинотеатре, возникает абсолютный эффект присутствия в зрительном зале. Более того, камера пробирается даже за кулисы, показывая солистов за минуту до выхода на сцену. Как написала в одном блоге юная любительница оперы: "Круговорот живого электричества в зале между артистами и зрителем сам по себе производит колоссальное впечатление, а в кино-опере это ощущение чудесным образом удваивается: представляешь тысячи тебе подобных зрителей в разных уголках мира, смотрящих то же самое, что ты в данную секунду".

С каждым сезоном количество спектаклей, которые можно увидеть в кинотеатрах, увеличивается. В сезоне 2008-09 годов их будет одиннадцать. Подробную информацию о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров вы найдете на сайте Метрополитен опера.

© Сергей Элькин, Чикаго, 2008

Публикация: 14-06-2008
Просмотров: 2266
Категория: Рецензии
Комментарии: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.